- Андрей Дмитриевич, как и кому вы преподаете психологию?
- Предмет ведется во всех параллелях, только в начальной школе он имеет больше вид "Человекознания" с некоторым психологическим уклоном. В старших - предмет так и называется "Психология". Это не только теория, а больше практико-ориентированный курс. Словом, то, что пригодится в жизни.
- Детям, наверное, предмет очень нравится?
- Думаю, да. Для меня же в самом начале работы было достаточно трудно развести понятия "учитель психологии" и "психолог". Со временем, конечно, все получилось. А после конкурса, где я давал много показательных уроков, ко мне обратились за помощью многие директора школ, пожелавшие ввести психологию в свои программы.
- Чем вас, кстати, поразили тогда коллеги по цеху?
- Подвижничество есть, представляете! Несмотря на то что учителя, особенно в глубинке, живут просто в страшных условиях. Мои коллеги в малых городах России (знаю по своим друзьям) не имеют поддержки на местах. Местная власть сама решает, каким быть образованию в регионе, порой откровенно мешает, губит светлые идеи на корню. Многие факты я даже не могу рассказать, друзьям от этой правды будет только плохо. В Москве у нас совсем другая картина.
- А что именно делает для вас, учителя, правительство Москвы?
- Посмотрите, в каком уютном классе мы с вами сидим. Москва вкладывает деньги в образование, с этим не поспоришь.
- Может, вашу школу "балуют", потому что вы - в фаворе у московских властей?
- Не знаю... не думаю. Хотя наша школа не совсем обычная. И если глубоко задуматься над этим, то 33 мужчины (кстати, это - треть всех учителей школы) в плохом месте работать не будут. В других школах гоняются за хорошими показателями, у нас этому не придают большого значения. Мы идем по пути адаптивной школы, такой, например, как у Ямбурга. Применяем на практике идею школы самоопределения Тубельского и считаем, что тотальный контроль и вмешательство, часто бестактное, в личное пространство ребенка не способствуют воспитанию свободного человека. А ведь только свободный человек может действительно получать знания. В то же время у нас открыто более 30 кружков и клубов, стремящихся охватить всех детей школы, занять их, увлечь, увести. Вообще в микрорайоне Новокосино проживают 80 тысяч жителей. В школе - 8 тысяч учащихся. Самый большой процент из них - это малообеспеченные, многодетные семьи. Так что школьный контингент - не из легких. Тем не менее у нас много побед. Были лауреатами Международного конкурса авторской школы. Наш проект "Школа-театр" отметили еще в 1994 году.
- У вас и театр есть?
- Не столько театр, сколько идея театра. Это помогает в освоении многих предметов. Каждый класс показывает по спектаклю в год.
- Как, кстати, выглядит практическая часть ваших уроков?
- Учу детей верить в себя. Занимаемся собственными "презентациями", учимся себя "подавать". Я почти ежедневно наблюдаю процесс превращения "гадких утят в лебедей". Вообще, коммуникативная культура личности сегодня - важнейшая дисциплина, без нее "выпускаться" в жизнь просто нельзя.
- Рассмотрим простейшую ситуацию: родители "железной рукой" душат мечту и заставляют своих чад поступать туда, куда душа не лежит. Что делаете в этой ситуации вы?
- Обсуждаю с детьми судьбы известных людей, в биографии которых были подобные ситуации. Это же вечная проблема! Вспоминаем Чехова, которого талант вырвал из медицины, Горина, Высоцкого. Говорим о том, что внутренний огонь все равно не погасить. Судьба так или иначе выведет на линию таланта, призвания, иначе человек просто не будет счастлив. И нет ничего хуже, чем ради денег заниматься нелюбимым делом.
- В каком-то смысле это пропаганда неповиновения родителям?
- Почему же? Я призываю их в тот момент, когда они зависят от родителей материально, прислушаться к требованиям старших. А уже встав на ноги, доказать свою самодостаточность без конфликтов с любимыми людьми.
- А как вы разговариваете с "неправильными родителями"? Я имею в виду тех, кто считает, что "счастье на хлеб не намажешь?"
- Профессионально я не имею права вмешиваться в жизнь семьи и учить людей жить. Могу помочь только в том случае, если ко мне обратятся за профессиональной помощью. А когда ребенок идет ко мне со своей проблемой, задача состоит не в том, чтобы просто указать ему на спасительный выход, а помочь мобилизовать собственные силы для преодоления этого препятствия. В любом случае противопоставлять родителю учителя - упаси Бог! Нет ничего важней и родней, чем семья.
- Какие тревожные тенденции вы замечаете в своих школьниках?
- Страшно это сказать, но наши дети по большей части не нужны своим родителям. Взрослые перестали жить, а всего лишь пытаются выживать. Большинству из них все равно, что происходит вокруг: стараются не замечать ни негатива, ни позитива - сил нет. Заброшенные ими дети всеми средствами и способами стремятся доказать свою нужность, лишь бы заметили. А это уже широкое поле для психологических манипуляций, для наркобаронов и прочей нечисти. Зло, в общем-то, притягательно.
- Как привлечь мужчин к работе в школе?
- Наш мудрый директор организовал для всех учителей бесплатное горячее питание, открыл школьную парикмахерскую и сауну, продумал экскурсионные поездки для коллектива, нашел дополнительные ставки для тех, кто ведет кружки. В школы приходят много учителей-мужчин, а остаются - единицы. Задача проста и заключается всего лишь в том, чтобы педагог захотел остаться...