Книжку "Путешествие по древним городам России", изданную "Просвещением" в серии "История для детей" (учебное издание для младшего школьного возраста), я собирался подарить дочке своих друзей. Но прочитав "┘наши далекие предки - славяне", понял, что дарить не придется - друзья и их дочка принадлежат к одному из финно-угорских народов России.
Напомню о финно-угорских народах (сведения взяты из энциклопедии "Народы России", подготовленной Институтом этнологии и антропологии РАН). В IX-X вв. в Волжско-Окском междуречье, где формировалось ядро русского народа, финно-угорские племена - весь, мурома, мещера, меря, а также голядь балтийского происхождения - проживали чересполосно с восточнославянским населением и позже были ассимилированы более многочисленными и организованными соседями. "Ассимилируясь, угро-финны оставили в наследство славянским поселенцам отдельные антропологические черты, огромную топонимическую и гидрологическую номенклатуру (назв. рек, озер, селений и местностей), а также элементы традиционных верований".
Короче говоря, наряду со славянами, предками русских были и финно-угорские и восточно-балтийские племена, передавшие потомкам некоторые черты лица, географические названия и культурные традиции. Кстати, в "Повести временных лет" и варяжских князей призывают "чудь, славяне, кривичи и весь". Чудь и весь - финно-угры (потомки древней веси, вепсы, и сейчас живут в Карелии, в Ленинградской и Вологодской областях - около 12 тыс. человек). Не ассимилированные другими финно-угорские племена дали начало финнам, карелам, мордве, марийцам, удмуртам, коми, хантам, манси и др. На их детей книжка "Просвещения" явно не рассчитана.
Вы подумали, что "Просвещение" испытывает чрезмерную симпатию к славянам? Это смотря к каким славянам. О Киеве несколько раз упоминается вскользь, и смысл этих упоминаний сводится к тому, что был-де кроме Новгорода еще один центр Руси - Киев, но "к двенадцатому веку закатилась звезда Киева и Киевского княжества" и столицей Руси стал Ростов. Хочешь стой, хочешь падай. Наверное, чтобы не говорить, что Киев был матерью городов русских (то есть - столицей), автор называет первую главу "Новгород - отец городов русских" и, считая, что отец "самее" матери, успокаивается. Привет дедушке Фрейду.
Становится понятным название книжки. Рассказ о "древнерусских городах" потребовал бы посвятить главы и Киеву, и Чернигову, и Полоцку, труднее было бы создать картину единой Руси-России. А название "Древние города России" позволяет ограничиться территорией своего государства (распространив ее, правда, с помощью ловкости рук на земли "братских республик"). Но и так не получается. Ведь и Казань - древний город России. Именно присоединение Казани сделало Россию царством. Хана Золотой Орды называли царем (то есть цезарем), как и византийского императора. Позже этот титул перешел на правителей выделившихся из Орды ханств, в том числе Казанского. Московский же государь традиционно именовался великим князем. Взятие Казани позволило Ивану Грозному подтвердить титул царя, принятый им за несколько лет до этого.
Говорят, поскреби русского - найдешь татарина. А поскреби татарина? Энциклопедия "Народы России" утверждает, что в этногенезе волжских болгар (предков казанских татар) существенную роль сыграли финно-угорские группы. Впервые слышите? Это потому, что вы учились в школе.
И Кенигсберг (теперешний Калининград), основанный тевтонскими рыцарями и хранящий в своем названии память о чешском короле Пржемысле II Отакаре, - тоже волею судеб древний город России. Но ни Казани, ни Кенигсберга в книжке нет.
А начинается книжка утверждением, что Новгород - ровесник России. Если заглянуть в этимологический или топонимический словарь, то окажется, что слово Россия создали в канцелярии Константинопольского патриархата, переделав название Русь в соответствии с правилами греческого языка. В русском написании оно появляется в конце XV - начале XVI веков, когда из разрозненных княжеств сформировалось единое русское государство. Так что Новгород, известный с IX века, старше России - и слова и государства - почти на 7 столетий.
Государственное унитарное предприятие ордена Трудового Красного Знамени издательство "Просвещение" Государственного комитета РФ по печати - старейшее издательство, выпускающее учебную литературу (бывший Учпедгиз). Насилие над историей в советские времена понятно. Теперь-то зачем искажать и ограничивать историческое восприятие детей, создавать у них чувство отчужденности от ближайших соседей и родни? Делать их легкой добычей любого демагога, который, как говорил Эзоп, не извлечет выгоды, не устроив смуты в государстве. Попытки выпустить из народа все крови, кроме одной, не принесет ему здоровья. Ведь будет ли история России иметь продолжение, во многом зависит от того, станут ли сограждане говорить не "у них в Карелии" или "у них в Татарстане", а "у нас в России".