На "детальную пропись" разработчикам вернули закон об образовательных стандартах. Представленный недавно правительству этот законопроект был отвергнут. Этот факт вызвал некоторое недоумение в рядах активных реформаторов. Так, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов не скрывал своего разочарования: "Из правительства пришел отрицательный отзыв. Странно. Работали ведь над проектом закона не самые худшие люди в образовании".
В общеобразовательной школе сегодня стандартов нет. Не было около пяти лет и определенного содержания образования. В 1997 году были введены требования к минимуму содержания общего образования. Ключевым моментом в учебном стандарте для России является его деление на три части: базисную, региональную, школьную. Базисный учебный план включает в себя перечень основных предметов, отводимое на них количество часов, примерную программу обучения и требования к подготовке учащихся по данному предмету. Эта часть обязательна для всей России. Остальная учебная нагрузка определяется школой самостоятельно.
Что происходит с учебными планами ныне, можно отследить на таком любопытном примере. Современные типовые учебные планы по сравнению с учебными планами начала 50-х годов включают в себя меньшее количество часов (старшие классы) по математике, истории, химии, литературе и даже иностранным языкам.
Пересмотр содержания образования, введение стандартов диктуется временем. Сейчас к этому еще добавилось и то, что нашим реформаторам нужно наконец-то определить, какой объем и какое качество образования готово сегодня государство профинансировать. Кроме того, закон об образовательных стандартах должен будет определить и срок обучения (12 или 11 лет).
Вообще на многочисленных пресс-клубах и прочих собраниях педагогической общественности мнения по поводу образовательных стандартов порой звучат совершенно полярные. Сторонники "стандартизации" уверяют: "Стандарты нужны, чтобы защитить школу". Противники настаивают на обратном: "Стандарт убьет творчество". Доводы же министерских чиновников сводятся к тому, что образовательные стандарты защитят "от некачественного образования, от непрофессионала-учителя, от предвзятости в контроле, кроме того, они будут способствовать преемственности знаний, чтобы свободнее перемещаться в образовательном пространстве страны". Пока же, по данным Российского общественного совета развития образования (РОСРО), из готовящихся законов исчезли группы продленного дня. Они не входят в учебный процесс, и новый закон их не рассматривает. Надо ли это понимать так, что группы продленного исчезнут вовсе? Звучит все это несколько пугающе. Продленки решали в школе еще и проблему занятости маленьких детей в то время, как их родители трудились на благо государства. Кому же в таком случае будут предоставлены дети?