0
1157
Газета Образование Интернет-версия

15.11.2001 00:00:00

Учиться друг у друга никогда не поздно

Тэги: семинар, минобразование, британский, совет, москва


Вопросам управления образовательной реформой был посвящен семинар, который провели Минобразования РФ и Британский совет в Москве.

Особый интерес у присутствующих вызвали доклады английской стороны: профессора Барбера, генерального советника премьер-министра Великобритании (его считают лидером английской образовательной реформы), и профессора Кембриджского университета Робина Александера (изучал состояние начального образования пяти стран, включая и Россию).

"В развитых странах существует опасность того, - заметил в своем докладе г-н Барбер, - что по мере роста экономики все больше жителей будут видеть источник образования своих детей в частном секторе. Если это случится, то все меньше граждан будут готовы платить налоги на государственное образование, и со временем оно превратится "в плохое образование для бедных". Поэтому задача сохранения качественного государственного образования актуальна для любой страны. Как дать выжить государственной школе в трудных обстоятельствах? Британцы, например, решили стимулировать шефство престижных школ над менее успешными, вплоть до организации перехода учащихся в подшефную школу. И такие примеры в практике английских школ уже есть, задача в том, чтобы придать этому явлению массовый характер.

Вообще более или менее последовательную образовательную политику в Великобритании стали проводить с середины 80-х годов. Подход правительства к реформе образования был тогда достаточно прост - повысить требования к обучению. На деле это означало - ввести новые стандарты, тесты, ужесточить процедуры инспектирования школ, изменить систему опубликования результатов школьных тестов. Но ужесточение требований в Великобритании не сопровождалось увеличением учительских зарплат, улучшением социальных условий. В результате, несмотря на отдельные улучшения, британская школьная система вошла, как заметил профессор Барбер, "в стадию конфликта и деморализации".

В настоящий момент для качественного скачка были разработаны и проводятся в жизнь в Великобритании четыре стратегии, такие, как всеобщий доступ к раннему обучению (со следующего года школа откроет свои двери для трехлеток); общенациональные стратегии развития навыков чтения, письма и счета на начальном уровне; перестройка системы среднего образования и изменение характера отношений между органами власти и учительским сообществом. Для раскрытия потенциала образовательной системы при министерстве планируют открыть отдел инноваций, который будет обеспечивать более быстрое и эффективное рассмотрение идей и инициатив, исходящих от школ. Это у них. А что у нас? Работа с попечительскими советами школ не спешит выходить на новый виток своего развития. Что же касается расширения полномочий директоров школ, то, как признаются сами работники образования, они об этом "боятся даже мечтать". Школы "замучены бесконечными инспекционными проверками". Любое начинание скорее умрет в кипе бумаг. В 1997 году только чуть более половины английских школьников в возрасте 11 лет умели читать и писать ( в соответствии с предъявляемыми к ним требованиям). Положение с нашими школьниками 11-летнего возраста выглядит несколько оптимистичнее. Пока┘

Отвечая на вопросы корреспондента "НГ", профессор Робин Александер сказал, что сегодня предметом внимательного изучения для англичан станет российская система начального образования, а именно ее преемственность. В Великобритании начальные и средние школы существуют автономно. И это вызывает трудности при переводе ученика с одной ступени на другую. Успех советской (российской) системы образования - в тесной связи всех звеньев школы (начальная, средняя, старшая). Очевидно, слова английского профессора должны прозвучать неким предостережением для наших реформаторов, мечтающих о разделении начальных и средних школ. Еще, чем традиционна сильна наша школа, - это подход к организации урока. "Российскую систему образования отличают четко структурированный урочный материал, логические разбивки урока, правильно подобранное соотношение между письменными и устными видами работ, а кроме того, не только обучающий, но и воспитательный момент урока", - отметили наши британские гости. "На высоком уровне находится в России преподавание предметов математического и естественно-научного цикла, а также стремление российской молодежи к получению высшего образования". Кстати, в Великобритании началась реализация комплекса мероприятий под общим названием "Стремление к совершенству", направленных на пропаганду высшего образования, особенно среди школьников из социальных групп, не имеющих традиции получения высшего образования. По планам британского правительства, к 2010 году 50% молодых людей в возрасте 18-30 лет должны получать высшее образование, тогда как российские чиновники призывают молодых людей к получению среднего профессионального образования. "Мы знаем, что Россия переходит на тестирование учащихся по общенаучным дисциплинам с 17-летнего возраста, - говорит г-н Барбер, - и мы советуем изучать и применять наш опыт не только с интересом, но и с некоторой осторожностью".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
895
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
845
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
574
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
464

Другие новости