С ПЕРВОГО октября началась учеба на подготовительных отделениях российских школ. "Опытные" люди знают, устройство детей в хорошее учебное заведение - дело для родителей нервозное, а для школ - иногда и прибыльное. Именно за этот период (с начала лета по конец сентября) отдельные школьные коллективы собирают свой основной урожай. Повторим, схема действует только в условиях рынка, то есть там, где есть спрос. Кстати, там, где он особенно велик, некоторые руководители в целях максимальной защиты своего организма от длительного стресса в пик событий покидают Первопрестольную и наблюдают за "процессом" издали. Например, один из самых известных директоров Москвы Леонид Мильграм (гимназия # 45).
Напомним, по закону школа обязана принимать прежде всего детей своего района. Но нет в России закона, который бы наши граждане не научились "обходить". И данное распоряжение давно не действует в отношении элитных московских школ. Корреспондент "НГ" встретился с родителями одного удачливого мальчика и записал их рассказ о том, как они смогли попасть в престижное учебное заведение Центрального округа столицы. По вполне понятным причинам мы не называем имен главных действующих лиц и предупреждаем, что столь рискованные способы устройства детей в школы опасны для вашей свободы.
Первый раз родители Саши позвонили в школу еще в начале лета, но ответ был лаконично категоричен: "Мест нет". Между тем знакомые с Патриарших прудов (еще по "колясочному" периоду) продолжали поступать в неприступное учебное заведение. Тогда, пройдя ликбез по работе с чиновниками у более удачливых соседей и преодолев некоторые сомнения (морально, аморально?), молодые родители переступили порог кабинета завуча школы #... Завуч, выслушав родителей, глубоко задумалась. Папа понял: администрация считает. Видимо, суммировав в уме стоимость часов на руке у папы и сумочку от Диора в руках мамы, все так же задумчиво глядя в окно, завуч "отвлеченно" произнесла: "Вот мягкая мебель у нас в учительской совсем уже старая┘" - "Да нет проблем!" - взвился догадливый папа. Уже более радостно договорились о повторном визите, к которому принимающая сторона обещала присмотреть подходящий мягкий уголок.
Но аппетит имеет свойство появляться во время еды. "Нет, - сказали обрадовавшимся было родителям через неделю, - мы передумали. Уголок - это не так важно. Мы узнали, что вы руководитель хорошей фирмы. Возьмите, пожалуйста, на работу одну приятную особу. Думаем, ее устроит оклад в 300 долларов". К сожалению, предложенное решение проблемы не устроило папу, и видеть у себя в офисе ежедневно "благовоспитанную молодую особу" он категорически отказался. Гордый папа покинул кабинет, за ним в слезах - мама, но к вечеру опять собрался семейный "совет в Филях".
На авансцене появляется Партнер папы, который совсем неожиданно вспомнил, что на одной из великосветских вечеринок познакомился с чиновницей из Минобразования. Звонок приятной даме, и на этот раз родителей не стали мучить мебельными уголками и слабообразованными девицами, а прямо назвали сумму - три тысячи долларов. Папа для подстраховки взял с устроителей слово, что "сначала - стулья, потом - деньги". И с пачкой купюр родители в очередной раз переступили порог школы. Секретарша (возможно, спросонья) несколько минут пыталась родителей в упор не замечать, а на робкое напоминание, что ей должны были позвонить "оттуда", отреагировала совершенно неожиданно: "Я сама себе "оттуда". Обескураженные родители вышли на крыльцо и, посовещавшись, вызвали по телефону Партнера. Примчавшись, друг переговорил по телефону со всемогущей чиновницей, и родители перешагнули порог приемной. Сияющая секретарша, подобно свободе, радостно встречала всех у входа. О "плохом" уже никто не вспоминал, а в чей карман перешли три тысячи долларов - покрыто завесой тайны.