-ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, вы много общаетесь с молодыми учителями. Что вы можете сказать о положении нашего учительства?
- Как ни грустно это осознавать, наше учительство "прибито" своим положением. Нищенская зарплата выбрасывает педагога за борт жизни. А учителя России - в большинстве своем подвижники. Вы знаете, в прошлом году был такой случай: чтобы попасть на конкурс "Учитель года", молодой педагог из Якутии продал корову (бедная жена!).
- А зачем же это было нужно делать? Удовлетворить свое честолюбие?
- Здоровое честолюбие - это нормальное чувство. Но в нашем случае возобладала жажда общения с равными по профессии. В вашей газете недавно писали о цензуре учебников. Так вот, высшая цензура в нормальной стране заключена в оценке профессиональных сообществ.
- А разве профессиональные сообщества делают меньше ошибок?
- От ошибок не застрахован никто. Даже наш уважаемый Патриарх Алексий II. Вот, например, он предлагает изучать православную культуру. Кто же против? Но есть одно добавление: через 20 лет у нас мусульман будет столько же, сколько православных. Что тогда? А большинство детей об исламе знают только "Аллах, акбар!". А Шамиля Басаева путают с самим имамом Шамилем. Что же удивляться, что растет напряженность. Любую религию можно приватизировать в своих грязных целях и превратить ее в грозное оружие. К сожалению, отсутствие глубокого знания о предмете только усиливает все противоречия.
- Значит, старшеклассников нужно знакомить с основами всех мировых религий?
- Наверное, да. Но, может, особое внимание следует обратить на то, что не разделяет, а объединяет все религии. Иначе любой неосторожный шаг - и мы зальемся кровью. Надо понимать, что мы живем в многонациональном государстве.
- После случившегося в Америке 11 сентября какую позицию следует занять школе? Как говорить, например, о патриотизме?
- Я тоже задавал себе неоднократно этот вопрос... Понятно, что политики должны думать о нашей безопасности. Но если американцы ударят по всем, кого сочтут виновным, вся эта масса беженцев хлынет к нам. Как мы будем со всем этим разбираться? Мы все - сообщающиеся сосуды. И если вместе с патриотизмом мы не научим детей толерантности, долгому и терпеливому диалогу, то к чему мы придем? К палестинским лагерям, где каждый ребенок умеет обращаться с оружием и готов идти на смерть во имя идеи? В этом сложном образовании (Восток-Запад), который представляет из себя Россия, мы должны, впрочем, учить детей понимать другого, не похожего на себя.
- Вы говорите о толерантности. Но многие произведения, изучаемые в школе, проникнуты духом классовой или религиозной борьбы. Может, следует их изъять?
Ни в коем случае. Произведения делятся на талантливые и неталантливые. Ребенок должен читать и "Поднятую целину" Шолохова, и "Котлован" Платонова, ведь только тогда появляется "объем" в мышлении. И только тогда мы сможем избавиться от снобизма, позволяющего сверху вниз смотреть на предыдущее поколение. Новое поколение не умнее предыдущего. Мы не умней Платона и не нравственней Христа.
- Итак, обсуждение проблемы терроризма лучше начинать с...
- Прежде всего нам, и политикам, и педагогам, нужно осознать, что мы переживаем духовный кризис цивилизации. Идет серьезный конфликт между глобальным и этническим. Решить эту проблему только военными методами невозможно. До революции Иран имел довольно развитую промышленность, а Тегеран назвали азиатским Парижем. Пришли люди в черном и начали забивать камнями женщин, изменивших мужу. Специалисты по Востоку назвали эту революцию антипорнографической, она была ответом на активное внедрение американской космополитической культуры. Но ведь подобная реакция на процессы "вестернизации" заметна и у нас. Если рушатся национальные святыни, люди чувствуют себя глубоко уязвленными.
Необходим пересмотр содержания образования. Осознание того, что достижения цивилизации не решают всех проблем. Скорее должен идти процесс не модернизации, а архаизации образования, возвращение к вечным ценностям. Это не означает того, что ребенок должен быть социальным инвалидом. Но если будет только компьютер и не будет серьезного культурологического образования, мы попадем в тупик.
Не бывает простых и быстрых решений проблем, многие из которых накапливаются годами. Проще всего заставить написать новый учебник, организовать какую-нибудь громкую акцию или написать программу. Но не все уроки патриотизма можно провести под горн и барабан. У нас в школе работает бесплатная парикмахерская для ветеранов. Может, отсюда начинается реальная забота о людях, прошедших Большую войну.