ДЕ-ЮРЕ все образовательные учреждения (государственные и негосударственные) в российской системе образования равны, де-факто последние практически на положении падчерицы. Впрочем, падчерица падчерице рознь. Евгений Бунимович, депутат Московской городской Думы и заслуженный учитель РФ, разделил негосударственные школы десятилетней давности на созданные "профессионалами, энтузиастами и жуликами". Сегодня, по его мнению, уцелели только те, в которых работают профессионалы. На наш взгляд, сегодня успешно функционируют два типа школ: те, которые обслуживают запросы элиты, и авторские школы, где апробируют свои идеи (кстати, полезные для всей системы образования) энтузиасты-профессионалы.
К числу первых можно прежде всего отнести Московскую экономическую школу, учебные заведения "Надежда", "Премьер", "Ретро", лицей "Столичный", школа при "Газпроме". Своеобразное первенство в этом списке держит, естественно, Московская экономическая школа, в совет попечителей которой вошли Московская товарная биржа, Инкомбанк, Сбербанк России, и еще несколько крупных организаций. Попасть в эту школу достаточно непросто. Наряду с традиционным собеседованием необходимо еще и выдержать конкурс кошельков, потому что вступительный взнос достигает (по сведениям, полученным от родителей) 40 тысяч долларов.
Всего в Москве, по данным Минобразования, около 250 негосударственных учебных заведений и фактически столько же их по всей России. В классах не более 16 человек. Сегодня в частных школах обучаются примерно 15 тысяч учеников.
Сложилось такое мнение, что в частные школы родители устраивают своих детей, чтобы обособить их от потомства "люмпен-пролетариата". На деле все выглядит не совсем так. Основная масса родителей нацелена на то, чтобы дать ребенку индивидуальное, максимально раскрывающее его способности образование. Более 50% детей, обучающихся в таких школах, нуждаются в психолого-педагогической коррекции. Это трудно представить, но есть семьи, которые тратят большую часть своего бюджета на обучение ребенка, потому что "не хотят его потерять". Потому что, как показывает практика, после учебы в коррекционном классе общеобразовательной школы, проблемный ребенок уже навряд ли попадет в "нормальный" коллектив.
В нашем нестяжательском обществе принято подозревать директоров негосударственных заведений в желании сорвать изрядный куш. Средняя плата за обучение в частной школе - от 400 долларов в месяц. Действительно дорого! Для большей части нашего общества - запредельно дорого. Но если посчитать, из чего складывается эта цифра, то получается следующее. В течение 10 часов ребенок находится под постоянным вниманием разных педагогов высокой квалификации и три раза в день нормально питается. Помещения, выделяемые под частные школы, как правило, требуют капитального ремонта. Так что считайте!
Кстати, государство выплачивает за каждого ребенка, обучающегося в частной школе, ежемесячно определенную сумму. Правда, получают ее только те заведения, которые имеют аккредитацию. Как правило, это крупные школы типа МЭШ, с выстроенной вертикалью (обучение с 4 до 17 лет) и уже имеющие не менее трех выпусков учеников. Но многие частные школы, проработавшие в этой системе даже 10 лет и заслужившие хорошую репутацию, тем не менее аккредитации так и не имеют. Ученик, проучившийся в таком заведении, может не получить по окончании учебы документ государственного образца. Хорошо еще, что, предвидя развитие подобной ситуации, государство оговорило правила, согласно которым ребенок может сдать экзамены экстерном в общеобразовательной школе своего района и после успешной сдачи получить аттестат зрелости.
Считается, что в негосударственных школах не учатся "бюджетники". В общем, да┘ Но порой Минобразования "подбрасывает" им детей, остро нуждающихся в психолого-педагогической коррекции, родители которых не в состоянии оплачивать обучение в такой школе. Практически каждая школа в каждом классе имеет хотя бы одного такого "блатного" ребенка. Впрочем, учитывая, какое количество детей нуждается в индивидуальном подходе, можно задуматься над тем, совсем ли это "простые" дети.
=== ТАБЛИЦА ===
Лучшие негосударственные школы Москвы
Название учебного заведения Год создания Состав преподавателей Наличие аккредитации Сотрудничество с вузами
лицеи:
Лицей "Столичный" 1991 академики РАО, есть для всех ступеней Российская экономическая препод. вузов академия имени
Плеханова, МГУ
им. М.В. Ломоносова
Лицей "Москвич" 1992 кандидаты наук, есть с разными вузами
член-корр. РАЭН
Лицей "Разум-Л" 1989 лауреаты Сороса есть с разными вузами
Школа международной 1997 преподаватели
торговли и права вузов Москвы есть вузы в системе
учебных заведений
Министерства торговли
Медико-биологический лицей
"Vita" 1994 преподаватели есть МГУ имени
вузов М.В. Ломоносова,
мединституты
школы:
Ломоносовская школа доктор пед. наук,
(имеет несколько филиалов) 1995 заслуж. учителя РФ есть с разными вузами
"Ступени" 1992 сотрудники РАН, есть с разными вузами
иностр. специалисты
Школа "Будущее" 1991 преподаватели вузов есть с разными вузами
Московская 1993 доктора, канд. есть с разными вузами
экономическая школа наук, засл. учителя РФ
"Премьер" 1992 лауреаты Сороса есть МГИМО, Высшая
школа экономики
гимназии:
"Европейская гимназия" 1991 препод. вузов Москвы аккредитация I ступени Высшая школа экономики
"Мыслитель" 1993 доктора наук, аккредитация I ступени базовая школа Академии авторы учебников пед. наук
"Алфавит" 1993 преподаватели есть c разными вузами
гум. фак. МГУ
"Традиционная гимназия" 1992 преподаватели вузов есть c разными вузами
школы, имеющие классы
для детей с ограниченными
возможностями:
Пироговская школа преподаватели вузов,
(основоположник школы 1989 доктора наук есть с разными вузами
Александр Мень)
"Муми-троль" 1991 преподаватели вузов есть с разными вузами
"Новая школа" 1994 преподаватели вузов есть с разными вузами
маленькие школы:
"Альтаир" 1992 доктора, кандидаты наук аккредитация I, II ступени
"Виктория" 1991 кандидаты наук есть с разными вузами
"Гармония" 1993 преподаватели вузов аккредитация I ступени Школа-студия РАТИ