Нина Павловна Гребешкова, актриса
1. Да, я училась во времена "раздельного образования", только нас делили не по возрасту (как предлагают это сделать сегодня), а исключительно "по полам". Это "наследие" перешло к нам от дореволюционного прошлого, когда ученики обучались в женских и мужских гимназиях. Мужская школа # 9 находилась в Староконюшенном переулке, совсем рядом с нами, и мальчиков часто приглашали к нам, в женскую школу, на вечера. Девчонок они боялись как огня и во время танцев "подпирали" стенки. Во время войны к нам уже стали приходить курсанты, или, как мы их звали, "спецы" из артиллерийского училища. Они тоже были нашими ровесниками, только отношение у них к происходящему было уже другое. Начались танцы и... романы. Видимо, война сделала всех взрослее. Учеба шла необыкновенно легко, у нас всегда было хорошее настроение, все дружили. Мои подруги были озорные, ничто и никто нам не мешал, не было "сдерживающих" центров.
2. Так получилось, что во время эвакуации я оказалась в сельской школе. И в столь тяжкое время мне невероятно повезло: меня учили эвакуированные преподаватели Военной академии имени Фрунзе. Исключительные люди, которые привили нам любовь к знаниям и пробудили интерес к учебе. Когда я вернулась в Москву, сдать экстерном экзамены за 6-й класс мне не составило особого труда. Педагоги в Москве тоже оказались людьми высокого интеллекта и необыкновенной душевной щедроты. Бывшие дворяне, они несли с собой частицу ушедшей эпохи.
3. В субботу в нашей школе работал платный кружок танца. Танго и фокстрот мы не танцевали, в то время это считалось почти "вызовом". А вот падекатр, падеспань, падеграс (русские парные бальные танцы) умели танцевать все.
4. Не далее как 29 августа нынешнего года я смотрела по телевизору заседание Госсовета. Мне чрезвычайно важно все, что происходит с нашим образованием. Как я поняла, радикальных мер на этом этапе модернизации предпринимать не будут. Но, признаюсь, слово "эксперимент" меня пугает. А тем более мне не нравится, что это будет "опыт" над детьми. Что касается 12-летки, то, я думаю, это же личное дело каждого: хочешь - учись 12 лет, не хочешь - заканчивай 10-летку.
Лев Ефимович Кербель, скульптор, художник, академик
1-2. Раздельное образование? Если мальчиков и девочек, то я помню все очень хорошо. Нас тогда периодически то объединяли, то разъединяли. Тоже, видимо, шли эксперименты. Когда я впервые попал в "смешанный" класс, то, как и большинство моих сверстников, испытал некоторое чувство неловкости. Ужасно чего-то стеснялся. Но позднее все наладилось. Девочки же более дисциплинированные, более усидчивые, поэтому наша учеба даже заметно улучшилась после объединения. А самое главное, мы стали постигать сложную науку взаимоотношения полов, учились дружить.
3. В школе я посещал множество кружков. Особенно мне запомнился кружок живой природы. У нас в здании был даже мини-зоопарк, там жили волчонок, бельчата и зайцы. Став чуть старше, я с удовольствием пропадал в поэтическом кружке в Библиотеке имени В.И. Ленина. Известные поэты того времена учили нас слагать стихи. Представляете, столь занятые люди находили время для кружковой работы с молодежью! В летнее время мы помогали колхозникам справляться с высокими урожаями. Кажется, это называлось трудовой практикой.
4. Наша система образования сегодня находится в состоянии поиска. Это меня радует, потому что свидетельствует о ее росте. Значит, она не есть что-то застывшее, косное, она - живой организм. Пугает то, что хотят от всего старого поскорее избавиться. Меня очень настораживают отдельные заявления о сокращении часов математики, истории и русского. Не радует и появление в некоторых школах Закона Божьего. Вера - вопрос почти интимный, касается отдельно каждого, нельзя ничего в этом плане насаждать искусственно. К вопросу 12-летки надо подходить тоже рационально. Если эти дополнительные годы прибавятся сверху и больше будет часов на профориентацию, то, возможно, она и имеет смысл. Школьники моего поколения строили города и заводы. Само образование тогда было более профессионально ориентированное. Но сказать сегодня, что 12-летка - это благо для страны, я пока не могу. Сам для себя еще не решил этот вопрос.
Валентина Ларионовна Талызина, актриса
1. Времена раздельного обучения мальчиков и девочек я не "застала". Кроме того, в сельской школе, по-моему, это вообще не было предусмотрено.
2. Память хранит о школе все только хорошее. Естественно, что свою первую учительницу я помню отчетливо. У нее была толстая коса, уложенная валиком. Но помню и такой печальный эпизод, когда учительница, услышав в моем исполнении песню про любовь, сделала строгий выговор моей маме: "Как вы позволили такой маленькой девочке петь такие песни!" Мама расстроилась, а я с еще большего расстройства слегла с температурой под сорок градусов. После этого случая я на много лет замолчала. Меня "оттаивала" замечательный педагог по вокалу, которая была убеждена, что нет людей без слуха и голоса и ребенку только нужно помочь их развить.
3-4. Сколько я себя помню, занималась в театральном кружке. С огромным удовольствием посещала уроки литературы и ненавидела кроссы. Тогда это было модным поветрием. Летняя практика в колхозе - это бесконечные прополки в три погибели и зной, вспоминать все это грустно.