О ПЕРЕГРУЗКЕ учащихся говорят в последнее время часто и много. Ею запросто объясняют не совсем понятные шаги в модернизации российской системы образования. Заботой о здоровье ребенка и освобождении его от перегрузки продиктовано "изымание" из основной школы "тонких разделов математики и физики". Откуда-то появляются данные, что перегружаем мы учащихся даже больше, чем в развитых странах. Вот и министр образования РФ Владимир Филиппов вдруг заявил, "что число аудиторных часов посещений занятий наших детей намного больше, чем в большинстве западноевропейских стран". Да еще сослался при этом на двухлетнее международное исследование, проведенное во многих странах мира, в том числе и в России. В этом исследовании я тоже принимала посильное участие, поэтому позволю себе со столь категоричным заявлением министра не согласиться. Точные данные выглядят так: лишь в пяти, причем не самых развитых странах мира учебная нагрузка меньше, чем в России. Так что устают все. Только вот перегрузка учащихся в нашей стране вызвана несколько иными причинами, нежели в прочих развитых странах. Рассмотрим эту ситуацию несколько подробней.
Первый шаг к появлению перегрузки возникает в семье. Родители ребенка ввиду нашей сложной экономической ситуации вынуждены работать на пределе (иначе не прокормить семью). После школы предоставленный самому себе ребенок носится по двору с ключом на шее. Вечером утомленное дневным бездельем чадо под присмотром не менее усталого родителя пытается выполнить школьное домашнее задание. В результате - нервный стресс (кстати, у того и другого), поздний сон и плюс нерегулярное и некачественное питание, ослабленный детский организм. Вот вам и первое условие для перегрузки. Причины ее в данном случае - социальные.
Второй шаг - психологическое состояние учителя, не менее других родителей обремененного поиском средств для нормального существования. Учителя стараются взять побольше нагрузку, в результате чего страдает методическая подготовка урока. Кроме того, в плачевном состоянии находится материальная база школ, нет необходимых пособий, учебных приборов и многих других условий для подготовки и проведения качественных занятий. Стремясь компенсировать неудачно проведенный урок, учитель увеличивает объем домашнего задания. План-то надо выполнять! Суммарный объем домашних заданий опять приводит ребенка к перегрузке и стрессу.
Третий шаг - негативное отношение части общества к образованию, престиж которого сегодня практически сведен к нулю. Школу сегодня чаще ругают, чем хвалят. Причем ругают не за конкретные недоработки или ошибки, а "вообще все плохо!" В этом преуспевают все. Соответственно у подростка не формируется целеустремленность, желание приобретать знания, сводить их в систему. Он мыслит мозаично, поверхностно и перегружает себя лишней информацией.
Четвертый шаг - под лозунгом реформы (ныне модернизации) в школах появилось большое число новых одночасовых учебных предметов типа факультативов или кружковых занятий. Но от кружков они отличаются тем, что обязательны (по решению школы) для посещения, и за них родители должны вносить дополнительную плату. О целесообразности, а порой и пользе подобных уроков - отдельный разговор. Чем же помочь школьнику в этой тяжелой ситуации?
Министерство образования РФ предлагает облегчить участь школьников снижением их общего образовательного уровня. Только так и не иначе можно интерпретировать решение Минобразования об "изымании" часов по естественнонаучным дисциплинам и "переносе" их в старшую профильную школу. Получается, что разгрузить ребенка сегодня хотят, не устраняя основные социальные причины, а снижая уровень образования в основной школе. Напрашивается аналогия с подготовкой спортсменов. Если снизить тренировочную нагрузку, то сразу же резко падают спортивные результаты. Выгодно это только соперникам.
В образовании же подобные меры существенным образом снизят интеллектуальные возможности общества. Ведь если исходить из духа и буквы закона об образовании, то обязательное обучение заканчивается основной школой. Так что же будет, если из основной школы уберут важные разделы математики и физики? Подавляющее большинство детей так и не узнает ни о научных методах познания, ни о вероятностном характере причинно-следственных связей, ни об опасностях радиоактивных процессов. Из их сознания будет основательно удалено научное мировоззрение, основанное на естественнонаучной методологии.
"Изымать" содержание учебного предмета только потому, что с ним, как сказал министр образования Владимир Филиппов, не справляются 50% школьников, означает просто "занижать планку", а не искать пути совершенствования своей работы. И если следовать этой логике, то с иностранным языком сегодня в нашей школе не справляется гораздо большее количество учеников. Почему же никто не спешит убрать часы по иностранному языку, а наоборот, появляются предложения о введении этого предмета в школьные программы уже со 2-го класса?
Таким образом, решение проблемы перегрузки (исходя из возможностей Министерства образования) я вижу только лишь в совершенствовании методов обучения, но ни в коем случае не за счет сокращения содержания образования.