МИНУВШИМ летом впервые в России состоялся эксперимент по проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку, математике, физике, биологии, истории, химии, обществознанию и географии. ЕГЭ - это один из краеугольных камней в той реформе системы образования, маховик которой медленно, но верно раскручивается сегодня. Именно единый государственный экзамен, по мысли реформаторов, должен стать главным оружием в борьбе с "серыми" деньгами в образовательной сфере. "Сегодня на взятки преподавателям и репетиторам расходуется пять миллиардов рублей, - заявила на заседании Госсовета вице-премьер правительства РФ Валентина Матвиенко. - Единый государственный экзамен должен вывести эти деньги из тени".
Тут хотелось бы сделать одно маленькое уточнение. Почему априори деньги, заплаченные репетитору, считаются взяткой? Между прочим, труд репетитора - это адская работа. А то, что государство не может собрать налоги с этого вида трудовой деятельности, так вина не абитуриентов и не репетиторов, а нашей фискальной системы.
Испытательными полигонами по проведению ЕГЭ в этом году стали: Чувашская Республика, Ростовская и Самарская области, Республики Марий Эл и Саха (Якутия). В целом математику сдавали чуть более 27 тыс., русский язык и физику - более 4 тыс. учащихся. Всего было проведено около 40 тыс. "человеко-экзаменов". Экзаменационная комиссия устанавливала специальную 100-балльную шкалу перевода баллов в отметки. Результаты ЕГЭ по русскому языку и математике приведены в таблице. "При этом число выпускников, набравших более 80 баллов, как и было задумано (выделено мною. - И.С.), минимально, что дает вузам основания для отбора своего абитуриента с учетом профиля вуза", - цитирует вестник "Россия: Третье тысячелетие" информацию Министерства образования РФ о проведении эксперимента. Это уже новая и неожиданная деталь: значит, кто-то волевым решением планирует минимальное число выпускников, преодолевших некий заветный 80-балльный барьер, отделяющий "чистых" от "нечистых"?!
"Опасения учителей и родителей о том, что выпускники школ не справятся с новой формой государственной итоговой аттестации, во многом оказались напрасными, - уверяет заместитель министра образования РФ Виктор Болотов. - После экзаменов большинство выпускников отметили, что экзамены в такой форме нравятся им больше, чем обычные. За всю процедуру экзаменов на апелляцию было подано 899 заявлений (чуть более 2% от общего числа сдававших экзамены), из них 435 оказались обоснованными".
Однако можно и по-другому интерпретировать факты, приведенные замминистра. Не свидетельствует ли предпочтение выпускников новой формы экзамена о том, что наше образование становится все более и более "клиповым". Умение разгадать кроссворд теперь - чуть ли не признак высочайшей интеллектуальности. Вообще, ЕГЭ по своей структуре - это практически калька с известной телевикторины "О, счастливчик!".
И еще одно наблюдение. Наиболее активное участие в эксперименте приняли Чувашская Республика (экзамены по 8 предметам сдавали почти 16 тыс. учащихся), Республика Саха (Якутия) (3 экзамена, более 7 тыс. учащихся) и Республика Марий Эл (экзамен по математике, более 8 тыс. учащихся). Это, думается, тоже понятно: в данном случае единый государственный экзамен рассматривается как важный политический ресурс руководства этих республик.
=== ТАБЛИЦА ===
Статистические результаты единого государственного экзамена
по пятибалльной шкале:Математика
2001 г.
Россия - 27 245 человек
баллы
2 3 4 5
чел. % чел. % чел. % чел. %
2277 8 13508 50 10034 37 1426 5
Русский язык
2001 г.
Россия - 4117 человек
баллы
2 3 4 5
чел. % чел. % чел. % чел. %
291 7 1909 46 1615 39 302 7