Фото с официального сайта Екатеринбургской Епархии / ekaterinburg-eparhia.ru
Митрополит Екатеринбургский Евгений (Кульберг) направил уральцам пасхальное обращение, в котором заявил: «В нашу страну беспрестанным многотысячным потоком едут люди, для которых Святая Русь Воскресшего Христа, имеющая многовековой опыт мирного сосуществования с народами разной веры, – это пережиток и анахронизм. Наши законы, наш опыт бережного межрелигиозного сосуществования им чужд». Священнослужителю, наверное, показалось логичным высказаться на острую в последнее время тему. На самом высшем уровне в РПЦ выступают против нелегальной иммиграции людей, исповедующих, как неоднократно говорилось, чуждую православию веру. Кульберг – среди тех, кто регулярно поднимает эту тему.
Конечно, митрополит высказался не против представителей какой-то веры, а против радикально настроенных приезжих. Он даже не назвал конкретное вероисповедание. Однако обращение уральского «владыки» практически совпало с инцидентом, который случился на минувшей неделе. Администрация одного из районов Ставропольского края распространила письмо, в котором напомнила, что совершение мусульманского богослужения в публичном месте приравнивается к несанкционированному митингу и наказывается крупным штрафом.
В общем-то, в этой вполне рутинной бюрократической процедуре тоже нет ничего из ряда вон выходящего. Ведь в законе религиозные обряды, которые совершаются в общественных местах и требуют особых мер предосторожности, должны согласовываться по примеру митингов. Однако новость прозвучала накануне того времени, когда по всей России собирались проводить христианские пасхальные шествия. Невольное противопоставление религий возмутило исламские организации и региональных представителей. «Подобные заявления не только противоречат Конституции России, гарантирующей свободу вероисповедания, но и грубо нарушают принципы межконфессионального мира, за которые наша страна всегда боролась», – заявили в Духовном управлении мусульман Чеченской Республики. Представители республики предложили строить больше мечетей в России.
Получилась парадоксальная ситуация. И митрополит, и муфтият говорят о межрелигиозном мире и опасности его деформации. И чиновники непрестанно говорят о том же на официальных мероприятиях и в своих кабинетах. При этом межрелигиозное единство народов России время от времени подвергается испытанию заявлениями то духовных лидеров, то чиновников, то какими-либо деяниями обывателей.
Накануне пасхальных празднеств Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) представил результаты статистических исследований о принадлежности граждан к религиозным общинам. Сюрпризом стал вывод о том, что ФОМ насчитал 61% православных россиян. Обычно фигурируют цифры, превышающие 80% верующих РПЦ среди граждан. Однако особенность этого исследования состояла в том, что за основу идентичности был взят принцип воцерковленности, то есть причастности христианскому образу жизни. А результаты других социологов были получены на основе ответов о том, как респонденты отождествляют себя сами.
Опрос ФОМ показывает, что понятие идентичности намного сложнее, чем самопрезентация человека. Но в наше время заявления духовных лиц становятся все более категоричными, картина мира – черно-белой. Прочный межрелигиозный мир предполагает терпимое отношение к любому оттенку в мировоззрениях. Система мнений даже одного человека может сочетать множество составляющих, а идентичность – быть полифоничной. Для мирного сосуществования народов такой разнообразной страны, как Россия, требуется особенная культура толерантности, исключающая категоричность и однозначность суждений об окружающих людях. Требуется умение принимать людей с разными мировоззренческими нюансами, кроме экстремистских.