Фото Reutes
Власти Ирана решили вывести из Йемена своих советников, которые долгое время консультировали хуситское движение «Ансар Аллах». Об этом рассказали газете The Telegraph иранские чиновники. По их словам, в последнее время у Тегерана укрепилось мнение, что лояльная ему шиитская группировка, которая с осени 2023 года блокирует международное судоходство и запускает ракеты в сторону Израиля, «доживает свои последние месяцы или даже дни». В связи с этим ее поддержка не имеет смысла. Собеседники The Telegraph пояснили: внутренние дискуссии в Иране уже не касаются темы снабжения шиитских группировок по всему Ближнему Востоку. Тегеран, напротив, хочет свернуть свою программу поддержки «прокси-сил». Сейчас главной заботой для иранского руководства является Дональд Трамп и то, «как вести с ним дела», говорят источники The Telegraph. Американский лидер настаивает на прямых переговорах с Ираном по его ядерной программе и грозит «невиданными бомбардировками» в случае отказа.
Поддержка «прокси-сил» в Ливане, Ираке, Сирии и Йемене («оси сопротивления») долгое время была краеугольным камнем иранской политики сдерживания своих противников. Некоторое время назад в Тегеране даже предлагали заключить с этими формированиями специальный договор «в стиле НАТО», который мог бы закрепить принцип коллективного реагирования на любое нападение со стороны Израиля или США. И именно проблема военной активности «оси сопротивления» была в числе формальных причин, по которым восемь лет назад Трамп принял решение об одностороннем выходе США из многосторонней ядерной сделки с Ираном.
В этих обстоятельствах решение Ирана вывести своих советников из Йемена может на первый взгляд показаться шагом навстречу американской администрации. Но есть признаки, что таким образом Тегеран просто переосмысляет подходы к сдерживанию.
Так, после ультимативных требований Трампа начать прямые переговоры о широкой ядерной сделке иранские официальные лица дали понять, что потенциальное соглашение может касаться только атомной промышленности. К примеру, по их мнению, ракетная программа Исламской Республики не должна быть охвачена переговорным процессом. Именно она сейчас представляет собой основное средство обороны. Кроме того, в Иране из-за непрекращающихся угроз президента США возобновились призывы к созданию ядерного оружия. «Мы не движемся к оружию, однако, если вы (Соединенные Штаты. – «НГ») сделаете что-то неправильно в рамках иранской ядерной проблемы, вы заставите Иран двигаться к этому, потому что ему придется защищать себя», – заявил в телеэфире советник верховного лидера Ирана Али Лариджани.
Переговоры Ирана и США на основе ультиматума Трампа – ликвидировать ядерную программу и ракетоносители в безоговорочном порядке под угрозой бомбардировок – вряд ли представляют практический смысл для Тегерана. Ведь отсутствие ядерного оружия при прочих равных обстоятельствах не прибавляет Ирану объективной безопасности. Нужны гарантии. А кто и в чем их может сегодня дать? В момент крушения мировой торговой системы по воле одного человека говорить о надежных гарантиях безопасности для экзистенциальных противников (если не врагов) невозможно. Мировое сообщество и все предыдущие форматы по Ирану отодвинуты с переговорной доски дальше некуда. Тем самым до предела истончился запас возможных гарантий и обязательств сторон.
История учит, что кнут без пряника (морковки) дает исключительно краткосрочный эффект. Так что главное сегодня для США и Запада в целом – найти пряник (морковку) для Ирана. Создать своего рода модель успеха. Может, тогда и в других горячих точках планеты проклюнется интерес к поиску способов урегулирования конфликтов. Иначе – никак.