Фото сайта www.freepik.com
Международный мультидисциплинарный консорциум TISP (Trust in Science and Science-Related Populism) провел опрос на тему доверия к науке. В 68 странах более 71 тыс. человек ответили на вопросы о доверии к ученым. 78% опрошенных считают ученых компетентными, 57% – честными, 52% поддерживают участие исследователей в выработке государственной политики. Однако менее половины (42%) уверены, что ученые учитывают общественное мнение. Россия по интегральному индексу доверия (пятибалльная шкала) находится на 65-м месте (индекс доверия 3,23).
Одна из причин ослабления авторитета науки, как считают исследователи, научно-популистские настроения и общества, и политиков, народное мнение противопоставляется экспертным знаниям. Эти факторы особенно ярко проявились во время пандемии COVID-19, когда, например, лидеры мнений призывали использовать народную медицину вместо вакцинации.
Другой пример – экологическая катастрофа в Керченском проливе: в Черном море после ЧС с нефтетанкерами находится 3,1 тыс. т мазута. То, что проблема экологическая превратилась в чувствительную проблему научно-политическую, подтверждает и разъяснение, которое сделал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков на брифинге 24 декабря прошлого года: «Все (решение о введении режима федерального ЧС. – «НГ») будет зависеть от рекомендаций специалистов, которые работают на местах».
«Рекомендации» последовали 20 января 2025 года. «Российская академия наук изучает опыт Испании при уборке мазутного топлива с побережья Атлантического океана в Галисии, где произошел схожий с черноморскими танкерами инцидент, сообщил доктор химических наук, вице-президент и академик РАН Степан Калмыков», – сообщается на сайте РАН.
По существу, политической власти не на что опереться: у нее нет внешнего эксперта, не зависящего от нее. Политика стала значимым фактором «формообразующего» влияния на науку. Замечено, что политики – если они вообще приемлют науку – не любят универсалистских, бесформенных, сомневающихся в себе научных доктрин.
Здесь можно сослаться на исследование Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Результаты опроса (6946 респондентов, 18–65 лет, 2023/24) показали, что 88% россиян считают, что научно-технологический прогресс позитивно влияет на качество их жизни.
Обольщаться, впрочем, не приходится. Подавляющее большинство (85%) никогда не хотели стать учеными. В чем причина? Возможно, в низком уровне доверия в нашем обществе.
Для сравнения: согласно данным опроса Pew Research Center (9593 взрослых жителей США, с 21 по 27 октября 2024 года), 71% американцев считают, что ученые – это честные люди, которые умеют работать в команде. В России уровень социального доверия значительно ниже. Причем не только в обществе в целом, но и в самом научном сообществе.
Мнение о том, что активное развитие партнерств в науке способно изменить ее будущее, высказывают только 13% опрошенных российских ученых. Только 22% опрошенных ученых среди трендов мировой науки в период 2023–2030 годов выбрали развитие диалога науки и общества, популяризацию науки (Будущее мировой науки: коллект. моногр. / М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024).
Другими словами, и социальные тылы российской науки весьма зыбкие, и внутри самого научного сообщества уровень взаимодоверия низкий. Поэтому и не удивителен показатель в 88% россиян, которые уверены, что научно-технологический прогресс позитивно влияет на качество их жизни. Но психологический уровень доверия к ученым отмечают в лучшем случае лишь 15%...
Согласно одной из социологических гипотез, развитие экспериментальной науки в Англии в XVII веке стало возможным благодаря возникновению новой системы взаимодоверия между учеными, основанной на джентльменской этике. Увы, и современный политикум, и научное сообщество в России вряд ли движутся в сторону этой модели взаимодействия и взаимодоверия.