Фото Reuters
В американских СМИ все чаще можно увидеть такие заголовки и подзаголовки: «Люди говорят, что они запуганы онлайн-атаками со стороны президента, озабочены возможным ущербом их бизнесу и волнуются о безопасности своих семей», «Тишина становится громче с каждым днем».
Администрация Дональда Трампа лишила Колумбийский университет федерального финансирования на сумму 400 млн долл. Мол, в университете не защитили права еврейских студентов во время пропалестинских митингов и протестов.
Руководство Колумбийского университета вскоре капитулировало перед требованием администрации Трампа. Пообещало и запретить на территории учебного заведения протестные акции, и создать собственные силы безопасности для задержания возмутителей спокойствия.
Немногочисленные профессора университета, решившие протестовать, как правило, относятся к категории преподавателей, чьи курсы, программы и исследования попали под сокращение финансирования. В их словах звучат апокалиптические нотки. The New York Times цитирует высказывания протестующих профессоров: «Если Колумбийский университет позволит лидерам, мыслящим, как автократы, диктовать нам, чему учить, то федеральное правительство начнет диктовать нам, что мы должны читать, какие книги можем иметь в наших библиотеках, какие произведения искусства выставлять, какие проблемы ученые должны решать. Это будет означать конец свободного университета».
Круг испуганных широк. Уволенные федеральные служащие боятся потерять свои дома, поэтому просят не называть их имена. Президенты университетов в страхе лишиться федерального финансирования не комментируют чужие проблемы. Руководители бизнесов, встревоженные ростом тарифов в торговле и эскалацией ответных мер, выключили звук своих телефонов. Даже «ястребы» в рядах республиканцев, шокированные ревизионизмом Трампа в трактовке роли Украины в украино-российском конфликте, сначала опешили, а потом и вовсе замолчали. Имя Трампа никто не упоминает. Вот уже самые циничные приступили к корректировке и своей исходной позиции «по направлению к Трампу».
Через два с половиной месяца после инаугурации американскому президенту удалось радикально преобразовать ландшафт повседневности в политической жизни. Традиционные спикеры боятся давать интервью и комментировать события в диапазоне от высылки мигрантов до сокращения финансирования университетов. Боятся мести и резких атак онлайн со стороны Трампа и Маска.
Трамп, например, заявил, что лидер сенатского меньшинства демократ Чак Шумер больше не является евреем. Мол, раньше был евреем, а теперь, после поддержки палестинцев, перестал им быть.
![]() |
Акция протеста у Колумбийского университета. Фото Reuters |
Трамп с первых часов в Белом доме начал мстить своим противникам. Например, он раскрыл чувствительные детали биографии (аннулировал гриф секретности) бывшего председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала Марка Милли, который позволил себе критику Трампа. Потом отменил допуск к секретной информации юристам крупной вашингтонской фирмы, помогавшей специальному прокурору, расследовавшему деятельность Трампа. Президент США намерен провести всестороннее расследование в отношении большого числа прокурорских работников, которые занимались сбором информации для обвинения Трампа. Выяснилось, что спецпрокурор получил от юридической фирмы бесплатных советов по подготовке обвинений против Трампа на сумму 140 тыс. долл. Так хотелось его посадить! Трамп также выпустил распоряжение, обязывающее все федеральные ведомства разорвать действующие контракты с этой юридической фирмой. Создана специальная рабочая группа для расследования деятельности правоохранителей против политических оппонентов. И похоже, ее внимание привлекут многие юристы и адвокаты, работавшие при Байдене против Трампа.
Профессор Йельского университета жалуется, что ей стало намного труднее добиться разговора с коллегами, пострадавшими от сокращения финансирования. Никто не хочет ничего комментировать. Включен механизм выживания в форме самоцензуры. «Как при коммунизме», – заключает она свои наблюдения.
Администрация Трампа атакует концепцию D.E.I. (persity, equity and inclusion – разнообразие, равенство и инклюзивность), которую активно внедряли активисты и политики левого радикального спектра. Огромное количество программ, курсов, грантов, траншей в США и от имени США по всему миру сегодня замораживается. Университетам США уже приостановлено финансирование на 1 млрд долл., заморожено свыше 40 млрд долл. в рамках USAID.
Выяснилось, что из американского бюджета осуществляется финансирование идеологически ярко выраженных проектов, условно объединенных темой «Анти-Трамп».
Главным идеологом давления на университеты является близкий Трампу активист Кристофер Руфо, сформулировавший стратегию атак: использование финансового давления для осуществления в отношении университетов «экзистенциального террора», чтобы сдача и подчинение выглядели как единственно возможный разумный вариант подчинения.
Если посмотреть на ограничение свободы высказывания за пределами Америки, то картина доминирования Трампа выглядит еще более впечатляющей. Замолчала, надев намордник на свои политические лица, практически вся политическая элита Запада. Относительно прилично чувствуют себя лишь лидеры, что открыто поддержали линию Трампа – руководители Италии, Венгрии и Словакии.
Агрессивные заявления из Вашингтона в адрес Канады и Гренландии (Дании), оказывается, совсем не повод для высказывания руководителями таких стран и борцов за международное право, как Британия, Польша, Нидерланды, ФРГ, Литва, Латвия, Эстония, Бельгия, Норвегия и пр. Никто из них не поспешил выступить с инициативой создания «коалиции отпора Трампу». Никто! Оглушающая тишина! А как лидеры и функционеры из этих стран призывали граждан на пространстве бывшего СССР выходить на протесты против власти, свободно высказываться – даже ценой уголовного преследования. Все это звучало как высокомерная этически безупречная моральная позиция храбрых западных граждан, просвещающих трусливых постсоветских обывателей!
И вот появился злой и мстительный Трамп, еще более злой вице-президент Вэнс, иные преданные сторонники американского президента на позициях генпрокурора, директоров ФБР и ЦРУ, министра финансов – и вся западная элита забилась в норки страха и безмолвия.
Почему молчат?
Боятся гнева американцев, боятся не получить денег, боятся тарифов и санкций, боятся не пройти вашингтонский кастинг на следующих выборах. Но разве хоть один из этих страхов имеет какое-то отношение к морали, нравственности, этике? Это – приспособленчество в чистом виде, это – личная корысть и выгода, это – предательство идеалов.
Когда в Париже на пресс-конференции нынешнего премьера Канады спросили, не удивлен ли он абсолютным отсутствием поддержки со стороны европейских лидеров, тот ответил: «Канада – сильная страна и ни в чьей поддержке не нуждается». Удивительной политической скромности человек.
Второй срок президентства Трампа, существенно лучше подготовленный кадрово и идеологически, выявил то, что так долго скрывалось: приспособленческую сущность западной элиты. Трусость, беспринципность, публичный фактический отказ от международной правосубъектности, забвение базовых принципов в области прав человека и свободы слова, свободы университетов и выбора направлений образования.
Молчание, скрывающее тайную мечту – надежду: пережить Трампа с минимальными потерями, отряхнуться от нафталина и приняться за старое.
Боюсь, не получится… Да и Вэнс грезит о собственных двух сроках в Белом доме. Чтобы нанести «левакам» поражение, несовместимое с продолжением политической жизни.