Фото агентства городских новостей "Москва"
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, приуроченный к 40-летию перестройки в СССР. Большинство респондентов (61%) считает, что это время принесло России больше плохого, а 23% – что больше хорошего. Примерно так же опрошенные ВЦИОМ отвечали и в 2019 году (61% против 24%). Можно было бы просто констатировать, что россияне по-прежнему негативно относятся к переменам конца 80-х, что эти же люди, как правило, негативно воспринимают и опыт 90-х, часто ностальгически вспоминают доперестроечное время как спокойное и даже счастливое или же просто верят, что таким оно было. Однако все не так просто, в опросе ВЦИОМ есть нюансы.
Например, социологи впервые предложили своим собеседникам вариант ответа «Ничего не знаю об этом». Его выбрали 5%. Это преимущественно люди, родившиеся в 90-е годы или уже в XXI веке. У них нет личных впечатлений, связанных с перестройкой, не было и интереса изучить это время. Когда представители этих поколений все-таки отвечают на следующие вопросы о том, нужна ли была перестройка, как она сказалась на жизни их семей, сложно понять, как сформировалось их отношение. Весьма вероятно, что на них повлияли старшие родственники. Возможно, они просто быстро отвечают на вопрос социологов, ориентируясь на первые ассоциации (часто негативные) и смутные образы.
Исследование ВЦИОМ едва ли подталкивает опрошенных к более глубоким размышлениям. В частности, им предлагают выбрать одно из уже сформулированных мнений по поводу перестройки. Среди них есть такое: «Она была нужна, но проводилась настолько неумно и неумело, что принесла больше вреда, чем пользы». По смыслу это очень удобный вариант ответа, его и выбрало большинство опрошенных (49%). И стоит сказать, что большинство предпочитало это суждение и в середине 90-х, когда ВЦИОМ проводил аналогичный опрос.
Социологи также спросили граждан: «Если принимать во внимание все последствия демократических и рыночных реформ, лично вы, ваша семья выиграли или проиграли от перемен, которые происходят в стране в последние годы?» 31% ответил, что выиграли. Для сравнения: в 1999 году так отвечали только 12%. Означает ли это, что отношение к перестройке улучшилось? Не факт. Это длинный вопрос, в котором запоминается последнее. Точнее – слова про «перемены в последние годы». Первую часть можно просто забыть, отвечая. В конце 90-х респонденты тоже могли реагировать только на последнюю часть вопроса, но связь между актуальными событиями и временем Горбачева была крепче и ощутимее.
Куда конкретнее другой вопрос – согласен ли респондент с мнением, что «лучше бы в стране все оставалось так, как было до начала перестройки»? В 1995 году, на пике популярности КПРФ, с этим тезисом были полностью или скорее согласны 58%. За все время, что проводился опрос, только в 2007 году несогласных с утверждением было больше, чем согласных (38% против 37%), но тогда же был и рекорд по «затруднившимся ответить» (25%). В остальные годы респондентов, предпочитающих перестройке брежневский застой или постбрежневский период, было больше. В 2021 году соотношение было 47% против 42%. Сейчас же случился перелом. 48% не согласились с тем, что в 1985 году нужно было все оставить «как есть». За консервацию – только 37%.
Тенденция ли это, станет понятно из следующего опроса. Если тенденция, то это плохая новость для партий, ориентирующихся на ностальгирующий электорат и постсоветский ресентимент. Вероятно, этот электорат уходит в прошлое, превращается в маленькую группу, уже не влияющую на следующие поколения. А спор «советский опыт или реформы 90-х» просто перестает быть политически актуальным.