Фото агентства городских новостей "Москва"
Поправки в избирательное законодательство от группы парламентариев во главе с сенатором Андреем Клишасом Госдума не стала рассматривать в первом чтении 18 марта. Хотя был план уже в первой половине апреля утвердить обновленные версии базовых законов – об основных гарантиях избирательных прав граждан, о выборах депутатов Госдумы и о государственной автоматизированной системе (ГАС) «Выборы». Текст проекта то ли урезают, то ли дополняют.
А в нем предложены очередные эксперименты как с избирательным правом, так и электоральной реальностью. Все это надо обкатать в 2025 году, чтобы к выборам в Госдуму – 2026 власти располагали заточенными инструментами. И все они предназначены для того, чтобы стабильно удерживать волеизъявление народа в русле консолидации. Для чего у «группы Клишаса» есть идея скорректировать и нормативные положения, и, например, объем избирательных прав одной из больших категорий граждан. Тех, кто постоянно находится за рубежом. Прежде они могли голосовать на федеральных выборах без ограничений. Теперь им разрешают избирать депутатов Госдумы только по партспискам. К выборам в одномандатных округах «русский мир» не будет иметь отношения. Официально – из-за международной ситуации. На деле, наверное, из-за того, что власти не вполне уверены в лояльности этого электората.
«Группа Клишаса» делит электронное голосование (ЭГ) на дистанционное (ДЭГ) и такое, которое проходит на участках с помощью цифровых устройств. Технологии находят поддержку у граждан, привыкших к гаджетам, но вызывают сомнения у политизированной публики. Оппозиция «электронке» не доверяет вовсе. И указывает, к примеру, на тот факт, что даже избиркомы могут только верить данным ДЭГ и ЭГ. Проверяют их доверенные сисадмины, а партийным наблюдателям разрешается лишь вглядываться в цифровые строки. В законопроекте, кстати, нет мер по повышению уверенности общества в корректности результатов виртуальных голосований.
Зато администраторов новой и полностью цифровой ГАС «Выборы» как раз записывают в число особо доверенных сотрудников избирательной системы. Территориальным комиссиям, наоборот, отказывают в прежнем доверии. Центризбирком получит право визировать решения регионов о ликвидации якобы лишней части этих структур. Между тем теризбиркомы в последнее время выступали в роли оперативных надзирателей за ходом кампаний.
Полномочия ЦИК России на применение закона год от года приобретали все более нормативный характер. Поправки «группы Клишаса» это закрепляют, текст наполнен отсылками к будущим тем или иным решениям комиссии по каким-то ситуациям. Так, по общему мнению, реальный позитив законопроекта – это возможность дистанционного заведения партиями и кандидатами специальных избирательных счетов. Без них запрещено участвовать в выборах, но разрешать цифровизацию такого рода будет опять же ЦИК РФ, у которого подход явно односторонний. К примеру, до сих пор не введен полностью дистанционный сбор подписей граждан для регистрации кандидатов или инициативных групп референдумов.
Запланированные сейчас эксперименты с избирательным законодательством носят явный однонаправленный характер. Хотя уже и так за «деревьями» выборных кампаний почти не видно «леса». То есть ст. 3 Конституции РФ, которая гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы госвласти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». А ведь Основной закон страны надо соблюдать хотя бы формально.