Фото сайта freepik.com
Советский Союз был самой читающей страной в мире, Россия, похоже, является самой пишущей. Во всяком случае, сугубо профессиональные проблемы и заботы небольшого, казалось бы, слоя писателей волнуют, выясняется, если не всех, то многих. Недавно закрыли (вроде бы) Ассоциацию союзов писателей и издателей России (АСПИР), внеочередной съезд Союза писателей России (СПР) принял новую редакцию устава организации, а новым председателем союза был избран Владимир Мединский. Остальные писательские объединения, в том числе Союз писателей Москвы (СПМ) и Союз российских писателей (СРП), внимательно и со сдержанным если не одобрением, то с определенным сочувствием следят за ситуацией. Полного слияния всех творческих организаций в одну пока не произошло, вряд ли это произойдет и в ближайшем будущем.
Так что же происходит? Бурление чувств. Писатели взволнованы и дышат глубоко, литературные чиновники всех рангов и видов заняты активной деятельностью. То, что происходит сейчас в литературном и окололитературном мире – это попытка убедить всех, а не только писателей, что все вокруг нас нормально, естественно и правильно. Что живем мы хорошо, а скоро будем жить еще веселее. Некоторые литературные чиновники и впрямь пытаются жить так, будто вокруг ничего не происходит, сейчас везде и повсюду счастье, успех, процветание и покой, а есть лишь мелкие трудности на некоторых сугубо литературных местах. И активно эти самые трудности исправляют.
И тут есть две, скажем так, составляющие происходящего процесса. Во-первых, собственно литературно-административная ситуация. И, во-вторых, литературно-общественная ситуация в стране и в мире.
Начнем с первой. Здесь все просто. Разобрали, собрали, переименовали, улучшили и углубили. Главное: ничего страшного не произошло. Кто-то чего-то лишился, кто-то что-то приобрел. Это нормально, так всегда было. Всегда будет. При любой власти, в любой внутренней и международной обстановке. Сколько детскую коляску ни собирай из частей, украденных с завода детских колясок, все равно получится автомат Калашникова. Что с территориями, регионами, республиками, губерниями и княжествами ни делай, все равно в итоге получится Советский Союз. Как писательские союзы, ассоциации, товарищества и объединения ни собирай и ни разбирай, все равно получится Союз писателей СССР. Хорошо это? Очень. Надо ли это кому-нибудь? Вероятно. Надо ли это стране? Страна не пропадет. Надо ли это писателям? Писатели справятся.
Релоканты и русофобы изучали раньше английский язык, патриоты – китайский, а граждане трудной судьбы – автомат Калашникова. Сейчас (правда, возможно, ненадолго) патриоты тоже изучают английский (американский, уточним, английский; и это действительно два совершенно разных английских языка), а людей трудной судьбы у нас давно уже нет. К тому же что ни изучай, все равно надо собирать и разбирать упомянутый уже автомат Калашникова.
Теперь вторая составляющая. Здесь все еще проще. Но лучше. Литература, как ни крути, это важнейшая часть пропаганды (социальной рекламы, если хотите). Любому кино, телефильму и пр. все равно нужен сценарий. И лучше бы его сочинял профессионал. С любовью, вдохновением и не бесплатно. С любовью (и не только к стране) у нас все нормально, все, кто что-то очень сильно не любит, уехали. Вдохновение? Ну, это уж как бог дал. А вот чтобы служить всему хорошему против всего плохого не бесплатно – для того и нужны администрация и чиновничество. В том числе литературные и окололитературные администрация и чиновничество. Внутри и вокруг них все сейчас и бурлит.
Хотели как лучше. Получится, надо полагать, как всегда: то есть в лучшем виде.