На фото месторождение «Полмостундровское» . Фото сайта arcticlithium.ru
С легкой руки администрации президента США Дональда Трампа металл литий превратился в одну из разновидностей валюты, которой Киев должен будет расплачиваться за поставки американского оружия. Выбор лития Вашингтоном не случаен.
После 2020 года в мире началась литиевая лихорадка, которую правильнее было бы назвать литий-ионной аккумуляторной лихорадкой. И связана она была с развитием альтернативных источников энергетики и электромобилей. До 2020 года потребности мировой промышленности в этом редком металле вполне покрывались его добычей в Чили и в Австралии. Именно темпы роста установленной мощности ветрогенераторов и солнечных электростанций, а также развитие рынка электромобилей вызвали резкий рост спроса на этот металл, прежде всего в Китае.
Дело в том, что именно литий-ионные аккумуляторы оказались наиболее эффективными накопителями электроэнергии. Это обстоятельство позволяет электростанциям на ветровой и солнечной энергии накапливать произведенные киловатт-часы и расходовать их по мере необходимости.
В России довольно поздно стали обращать внимание на возможности использования месторождений лития как для развития собственной энергетики, так и для экспорта. Это связано в значительной степени с ориентацией на традиционную энергетику с опорой на тепловые электростанции, работающие в том числе на природном газе, и на АЭС. До сих пор отечественные эксперты, приводя данные о перспективах развития энергомощностей, отводят альтернативной энергетике только несколько процентов.
24 февраля президент России Владимир Путин собрал специальное совещание, посвященное перспективам развития отрасли редкоземельных металлов. А накануне этого совещания, 21 февраля, президент заявил, что страна в настоящее время почти не добывает литий, хотя могла бы делать это еще 10–15 лет назад.
Министерство природных ресурсов и экологии России оценило текущие запасы лития в стране в 3,5 млн т, при этом объемы добычи небольшие. По данным Минприроды, до недавнего времени добыча велась единственным предприятием в Свердловской области. За год на нем добывается около 27 т лития. Еще в прошлом году о намерении начать добычу этого металла в России заявляли представители созданного специально для этого СП ГК «Росатом» и «Норникеля». Общий объем инвестиций в литиевый проект планировался в размере 49 млрд руб. Правда, пока конкретных данных о реализации данного проекта в прессу не поступало.
Добыча может начаться и в Мурманской области на месторождениях «Полмостундровское» («Арктический литий») и «Колмозерское». На месторождении «Полмостундровское» в 2025 году приступят к опытно-промышленной добыче руд, необходимых для извлечения лития в концентрат. За этот период будет добыт 1 млн т руды, из которого получат около 12,4 тыс. т оксида лития (среднее содержание оксида лития в руде – 1,24%).
Несомненно, главная проблема развития литиевых проектов – поиск инвесторов. Российские ставки кредитования (в настоящее время 21%) практически означают, что частному инвестору придется привлекать капитал уже под 30%. Рассчитывать на помощь государства в условиях напряженного бюджета многими экспертами признается проблематичным решением. Остается надеяться на приход иностранных инвесторов в условиях наметившегося смягчения мировой напряженности после недавних встреч российской и американской правительственных делегаций в Эр-Рияде.
Определенные надежды на появление американских инвесторов дают слова президента Дональда Трампа о возможности добычи американскими фирмами природных ресурсов в России. Со своей стороны, президент Путин отметил наличие благоприятных возможностей добычи минеральных ресурсов с участием инвесторов из США.