Фото Reuters
Реальные располагаемые доходы населения РФ выросли в 2024 году на 7,3%, сообщил Росстат. Прогноз Минэкономразвития в той его версии, которая в прошлом году версталась к бюджету на новую трехлетку, предполагал рост доходов на 7,1%. Хоть и незначительно, но прогноз превышен.
Зарплаты в реальном выражении, то есть с учетом инфляции, выросли по итогам января–ноября 2024-го на 8,7% к тому же периоду 2023-го. Это значит, что в номинальном выражении рост был почти на 18%. Скачок впечатляющий. Хотя в отраслевом и региональном разрезе зарплаты менялись неравномерно, да и сам этот рост стартовал от слишком разных уровней, и преодолеть межотраслевые разрывы не удалось.
Одновременно с этим выше прогноза оказалась и годовая инфляция, которая в декабре 2024-го вместо ожидаемых 7,3% составила более 9,5%. С инфляцией пытается бороться Центробанк, охлаждая экономическую активность, кредитование – как потребительское, так теперь и корпоративное.
Замедление кредитования граждан и бизнеса «создает необходимые предпосылки для снижения цен, но неизбежно может приводить к торможению экономики», признал на прошедшей неделе премьер-министр Михаил Мишустин на встрече с президентом Владимиром Путиным.
Судя по опросам промышленных предприятий, которые регулярно проводит Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, сейчас топ-3 главных ограничителей промышленного роста, по версии предприятий, это проблемы с внутренним спросом, неясность текущей ситуации и ее перспектив, недостаток кадров. Помимо этого, предприятия жалуются и на слабый рубль, и на высокие ставки по кредитам.
Торможение роста ВВП, инвестиций в основной капитал, промышленного производства, доходов и зарплат граждан уже и так закладывалось в официальный прогноз Минэкономразвития еще осенью прошлого года. Тогда это стало следствием нескольких предпосылок: борьба с инфляцией, ожидание того, что экономика рано или поздно должна вернуться на траекторию, как это принято говорить, сбалансированного роста, эффект высокой базы 2024-го.
Минэкономразвития прогнозировало, что среднегодовой рост реальных располагаемых доходов населения в 2025–2027 годах уже не превысит 5%, а среднегодовой рост реальных зарплат не превысит 6%. Казалось бы, тоже хорошие показатели, но они уже заметно ниже того, что статистика фиксировала в течение последних двух лет.
Прогнозы, сделанные осенью прошлого года, будут пересматриваться, корректировки коснутся конкретных показателей, но главный вывод вряд ли уже изменится: 2025-й – год экономического замедления в России, что неизбежно ухудшит динамику доходов и зарплат населения. А это означает уже переход кадровой проблемы на иной уровень: теперь она рискует стать в принципе нерешаемой. Ведь даже очень бурный рост зарплат так и не помог преодолеть дефицит кадров во многих отраслях. Безработица находится на историческом минимуме, а зарплатные аппетиты соискателей неимоверно разыгрались.
И как тогда привлекать работников, если зарплатного бума больше не предвидится, если этот зарплатный бум уже нежелателен? Еще сложнее будет привлекать на работу трудовых мигрантов. Причем не только из-за региональных и иных ограничений. В этом случае главным негативным фактором становится более слабый, чем несколько лет назад, рубль.
Около 100 руб. за доллар – это, судя по официальным прогнозам, теперь новая нормальность для отечественной экономики вне зависимости от того, что происходит с ключевой ставкой, потому что валютный курс в большей степени чувствителен к ценам на нефть и к перспективам наполняемости бюджета страны.
Наконец, при затухании экономической активности и возникающих проблемах со спросом предприятиям будет все труднее инвестировать в модернизацию производств, в технологическое переоснащение, призванное повысить производительность с меньшими штатами. Окупаемость таких инвестиций теперь под вопросом.
Этот кадровый вызов, который распадается сразу на несколько нерешенных проблем, вновь предстоит осознать и правительству, и предприятиям, он вновь требует ответа.