Фото Reuters
Славу главного политического ньюсмейкера вот уже третью неделю удерживает Дональд Трамп. Президент США не просто фонтанирует оригинальными, кажущимися сторонним наблюдателям революционными или же сумасбродными идеями. Он их воплощает в конкретные решения. Те из них, что в какой-то мере касаются ситуации внутри США, могут так и остаться на бумаге. Яркий пример – разгром USAID (деятельность организации прекращена и запрещена в РФ), приостановленный решением федерального суда. А вот то, что относится исключительно к сфере отношений с зарубежными странами, Трамп способен воплотить в жизнь без особого сопротивления в США. Конституцией президенту страны предоставлена большая свобода во внешнеполитических вопросах.
На сегодняшний день Трамп вывел страну из Совета ООН по правам человека, БАПОР (Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ), Парижского соглашения по климату и Всемирной организации здравоохранения. На очереди – выход из ЮНЕСКО и «война» с Международным олимпийским комитетом. Пока же Трамп воюет с Международным уголовным судом, который решением президента США подпал под американские санкции. В тот же ряд, вероятно, стоит поставить тарифную войну с Канадой и Мексикой, а также угрозы присоединить Гренландию. Для долгосрочных отношений США с миром важен не финал этих двух историй (которого может и не быть: введение тарифов отложено, переговоры с Данией о судьбе ее острова могут закончиться лишь увеличением американского военного и экономического присутствия на нем), а сам факт их появления. Трамп повысил тарифы для соседей страны, невзирая на то что США входят с ними в одно соглашение о зоне свободной торговли. Трамп собирается отобрать территорию Дании, забыв, что как лидер страны – члена НАТО обязан ее защищать.
Президент демонстрирует, что там, где речь заходит об отстаивании интересов США (как он их понимает), никакие прежние договоренности более не играют роли. Если на пути стоит какая-то, пусть даже созданная при участии самих США, международная организация – тем хуже для нее. Линия, которой страна придерживалась десятки лет, прервана. Будь в Белом доме республиканцы или демократы, США и в холодную войну, и после нее позиционировали себя как хранители мира, покоящегося на системе международных институтов, призванных, по идее, действовать в интересах всего человечества, а не какой-либо одной страны. В некоторые из них Соединенные Штаты могли не входить, какие-то могли критиковать. Но считалось, что такая система в своей основе правильна, а тот, кто открыто бросает ей вызов, – нарушитель всего мирового порядка, а значит, враг США. Сейчас стараниями Трампа в роли нарушителя – сами США.
Отчасти это свидетельство того, что существующие международные институты и впрямь не справляются с реалиями, отчасти – доказательство всеобщего забвения исторических уроков 1930-х годов (банкротство Лиги наций, которую игнорировали все тогдашние великие державы, сделало неизбежной Вторую мировую войну, а тарифные войны – Великую депрессию), отчасти – отражение личности самого Трампа. Он всегда предпочитал не иметь дело с коллективами, где у каждого есть свой голос и надо учитывать мнения всех. Недаром в своих бизнес-структурах Трамп старался не заводить советы директоров. И теперь ему нравится общение один на один, когда за ним – вся мощь США, а за его оппонентом – то, что у него есть. Каким будет новый дивный мир, где все, по сути, решает право сильного, Трамп, кажется, особенно не озабочен. Главное для него, что ему в этом мире удобно.