На фото новый художественный руководитель «Ленкома Марка Захарова» Владимир Панков. Фото агентства городских новостей "Москва"
После Нового года произошел целый ряд кадровых перестановок в учреждениях культуры – как на федеральном, так и на региональном уровнях. Дирижер Филипп Чижевский, который совсем недавно стал художественным руководителем Госоркестра России им. Светланова, назначен худруком и главным дирижером Государственного камерного оркестра России (сохраняет маэстро и свой частный оркестр Questa Musica). Формально это два первых государственных оркестра (симфонические и камерный), оба в статусе академических. Московский департамент культуры, наконец, решил вопрос с управлением театра «Ленком». За творческую часть здесь будет отвечать Владимир Панков, который сохраняет и аналогичную должность в Центре драматургии и режиссуры. Что удивительнее – новый директор театра Дмитрий Берестов будет находиться одновременно и в кресле руководителя Театра на Юго-Западе.
И подобным примерам теперь несть числа, названные – просто самые свежие.
Уже в новом году худрук Театра на Бронной Константин Богомолов, в ведение которого отдали бывший Театр Романа Виктюка (ныне – Сцена «Мельников»), подтвердил, что две труппы стали единым организмом. Юридического объединения театров, которым так увлеклись в последнее время чиновники по всей стране, в этом случае уже и не нужно: единая дирекция, единая труппа. Два лицевых счета – но это не столь важно. Принципиально то, что было два разных театра, а стал один.
Стирается многообразие, в котором всегда и была сила русского театра. Сохранить творческий облик и отделиться обратно в самостоятельное юрлицо получилось пока только у Сергея Женовача и его Студии театрального искусства, которая в бытность режиссера худруком МХТ им. Чехова перешла под крыло федерального театра.
Можно было бы удивиться творческой амбициозности людей, которые не готовы расстаться со старой работой, не желают отпустить то, куда вложился, и кинуть все силы на новый проект. Но ведь есть примеры один заразительнее другого: Владимир Кехман совмещает должности директора МХАТ им. Горького и худрука Михайловского театра. От должности в Новосибирском оперном с появлением МХАТ ему пришлось отказаться – закон не позволяет работать одновременно в двух федеральных театрах. Исключение сделали для Валерия Гергиева, чтобы он мог одновременно руководить Большим и Мариинкой. Так что всех дерзнувших пойти по пути совмещения должностей можно понять – примеры впечатляют.
Но вполне возможно, что такая кадровая политика основывается на оптике учредителя. В слишком сложные времена живем, когда управляемость для чиновника становится важнее непредсказуемого творческого «я». Это сужает кадровую область, и без того бедную. К тому же спускать распоряжения и требовать отчетность, условно, с 20 подчиненных куда легче, чем с 50. Так что чиновники подобными кадровыми пертурбациями решают конкретные прагматичные задачи.
Очевидно, причины «задваивания» можно поискать и в экономической сфере. Новый директор проведет ревизию кадров в обоих учреждениях, где-то подсократит людей, организует коллаборацию между театрами – гладишь, и экономия бюджета получится. А экономить бюджеты и обеспечивать руководство преданными кадрами без завихрений творческого сознания сейчас важно как никогда. Время такое.