Фото сайта duma.gov.ru
Руководитель думской фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов внес на рассмотрение нижней палаты парламента поправки о запрете рекламы безалкогольного пива. «Безалкогольное пиво в навязчивой рекламе ничем не отличается от алкогольного, кроме указания градусов. Тот же видеоряд, ассоциации, бренды, те же бутылки, банки и запотевшие кружки, та же целевая аудитория, – считает Миронов. – Очевидно, что реклама безалкогольного напитка используется пивоваренными компаниями для продвижения своей алкогольной продукции. Исследования подтверждают, что такая реклама повышает уровень потребления пива, особенно среди молодежи».
Для такого опытного политика, как Сергей Миронов, тема кажется мелкой. Однако руководитель фракции эсэров и лидер партии ежедневно высказывается на разные темы. Рейтинги «Справедливой России», публикуемые социологами, не вселяют оптимизма. Партии приходится забрасывать в электоральные воды сеть с мелкими ячейками. Это и демонстрация активности, и возможность поймать что-то, на чем можно будет набрать политические очки.
Стоит заметить, что на тему пива глава фракции эсэров уже высказывался раньше. Так, в сентябре 2023 года Миронов выступал против рекламы безалкогольного пива. «Кого мы обманываем? – говорил он. – Это продвижение брендов, в линейке которых пиво без градуса занимает всего 2,2% рынка». Тогда же, в 2023 году, возобновилась дискуссия о возвращении пива на стадионы. Для клубов продажа этого напитка – источник доходов. Спор продолжается до сих пор, и примечательно, что Миронов выступал… за то, чтобы продавать на стадионах пиво. Он заявлял, что на футбольных матчах и так действует «паспорт болельщика», то есть на игры приходят только «проверенные граждане», от которых не стоит ждать агрессии после двух бокалов пива. Миронов отмечал, что в VIP-зонах на стадионах спиртные напитки доступны, то есть получается «какой-то алкогольный апартеид».
В январе зампред думского комитета по физкультуре и спорту Дмитрий Свищев (ЛДПР) заявил, что вопрос о пиве на стадионах сдвинулся с мертвой точки. «Принципиальное понимание того, что вопрос должен быть решен положительно, достигнуто», – сказал депутат. Законопроект, по словам Свищева, дорабатывается, скоро в Думе должен состояться круглый стол. Главный аргумент сторонников возвращения пива – клубы должны сами зарабатывать деньги, а не просить их у государства. Тем более сейчас. Важно добавить, что после введения «паспорта болельщика» (за отмену которого выступают некоторые депутаты) посещаемость матчей резко снизилась, а вместе с ней и доходы клубов.
Сергей Миронов мог бы, наверное, принять участие в таком круглом столе. Если с 2023 года он не менял позицию, то его голос будет «за» пиво на стадионах. И при этом он выступает против рекламы пива в принципе. То есть рекламировать то, что должно приносить спортивным клубам доход, нельзя. В этом можно увидеть непоследовательность, даже фрагментацию политического месседжа, отсутствие идеологической базы. Сложно представить четкую структуру мнений и интересов той социальной группы, которую представляет Миронов. За что они? Против чего они? Как считаться с их мнением, планируя что-либо?
Но, вероятно, в этом особенность нового российского политического популизма. Во-первых, он играет не на глубинных убеждениях, а на социальных рефлексах, реакциях, ситуативных эмоциях, поверхностных представлениях о том, что хорошо и плохо, без системности. Во-вторых, популизм предполагает вмешательство в частную жизнь и потребительские привычки. И поэтому главе думской фракции есть дело до того, пьет ли пиво совершеннолетний гражданин и нравится ли ему это делать.