На фото запуск северокорейской гиперзвуковой ракеты. Фото KCNA via REUTERS
Одно из первых после вступления в должность заявлений президента США Дональда Трампа напомнило о проблеме, которая несколько ушла в тень на фоне хитросплетений сугубо политической аналитики. Трамп в интервью телеканалу Fox News заявил, что Россия во времена администрации Барака Обамы якобы «украла» проект плана по созданию гиперзвуковых ракет. Мало того, по словам Трампа, он уже одобрил строительство гиперзвуковых и «супергиперзвуковых» ракет.
Таким образом, в проблемное поле актуальной геополитики добавлена тема гиперзвукового оружия. Напомним, что на нынешнем Всемирном экономическом форуме в Давосе генсек ООН Антониу Гутерриш назвал экзистенциальными угрозами в 2025 году наравне с ядерной угрозой климатический кризис и искусственный интеллект.
Обратим внимание, что тематика гиперзвукового ракетного вооружения как бы аккумулирует в себе все остальные. Так, в конце января сообщалось, что в Ливерморской национальной лаборатории в Калифорнии официально введен в эксплуатацию суперкомпьютер «El Capitan». Результаты суперкомпьютерных эмуляций ядерных испытаний, как представляется, могут быть интегрированы и в разработку гиперзвукового оружия.
При этом гиперзвук расползается по планете гораздо стремительнее, чем ядерное оружие. Только за последние три месяца о разработках, испытаниях и пусках гиперзвуковых ракет заявили йеменские хуситы – 11 ноября 2024 года они атаковали гиперзвуковой баллистической ракетой военную базу Израиля около Тель-Авива; 17 ноября 2024 года Индия сообщила об успешном испытании военными гиперзвуковой ракеты дальнего радиуса действия; 28 ноября 2024 года на саммите ОДКБ в Астане президент РФ Владимир Путин сообщил, что в ближайшие годы «в меню» у России появятся новые гиперзвуковые комплексы, которые по своим характеристикам не будут иметь аналогов в мире; 6 января 2025 года КНДР испытала гиперзвуковую ракету средней и большой дальности – «Ракета для товарища Кима» в 12 раз превзошла скорость звука; 14 января вновь йеменские хуситы провели точечную военную операцию с применением гиперзвуковой баллистической ракеты «Палестина-2»…
Таким образом, международный контроль за развитием гиперзвуковых технологий требует комплексного подхода, включающего как технические, так и политические меры. С учетом быстрого развития технологий и растущей конкуренции между государствами этот вопрос становится все более актуальным. Конечно, напрашивается идея адаптировать существующие международные договоры, такие как Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), для контроля за гиперзвуковыми технологиями. Однако думается, что это потребует разработки принципиально новых международных механизмов мониторинга. Хотя бы потому, что гиперзвуковые технологии могут быть использованы не только в военных целях (причем как в обычных, так и в ядерных конфликтах), но и для совершения террористических актов.
Международный контроль за развитием гиперзвуковых ракетных технологий представляет собой сложную и многозадачную проблему. Гиперзвуковые ракеты, способные развивать скорость более 5 Махов (5 скоростей звука), представляют собой значительную угрозу для глобальной безопасности, так как они могут преодолевать системы противоракетной обороны и наносить удары с высокой точностью.
Разработка гиперзвуковых технологий поднимает много этических и правовых вопросов, связанных с их использованием. Для эффективного контроля необходимо наладить диалог между государствами, обладающими гиперзвуковыми технологиями. В идеальном варианте необходимо было бы разработать международные нормы и стандарты, регулирующие применение таких технологий. Однако пока мы слышим лишь заявления, повышающие риски и угрозы. И это тревожно.