Фото Reuters
В российской экономике сложилась многолетняя практика оптимистических прогнозов и бюджетного планирования – с корректировками основных показателей постфактум. Таким образом, прогноз, влияющий на всю экономическую политику страны, становится описанием веры в лучшее будущее, а не отражением и не констатацией реально происходящих в экономике процессов. Но этот подход если и мог показаться нормой, то лишь до определенного момента. Теперь, в условиях структурной трансформации экономики, все очевиднее его аномальность.
Федеральный бюджет на 2025–2027 годы был сверстан исходя из прогноза инфляции, который уже на момент проектировок можно было назвать заведомо нереалистичным. Основные характеристики федерального бюджета на 2025 год определены исходя из уровня инфляции, не превышающего 4,5%. А характеристики бюджета на 2026 и 2027 годы определены исходя из инфляции, не превышающей 4%. При расчете индексации сделана попытка частично учесть именно текущие, а не ожидаемые в идеале показатели: так, индексация страховой пенсии на 2025 год была определена на уровне 7,3%. Но и в этом случае тоже сразу стало понятно, что индексацию придется пересматривать в большую сторону (ведомства этого и не скрывали).
И такие параметры рассчитывались и утверждались в условиях, когда Минэкономразвития сообщало в своих обзорах о годовой инфляции, которая сначала составляла 7,44% (данные за январь 2024-го), а затем, в осенние месяцы достигала 8,5–9%. В декабре же она и вовсе превысила 9,5%.
А что прогнозировали эксперты? Для сравнения приведем расчеты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Заметно, что в начале 2024-го эксперты ожидали скромных показателей инфляции. В февральской версии базового прогноза эксперты ЦМАКП исходили из того, что по итогам 2024 года (декабрь к декабрю – именно на такой показатель ориентируются ведомства) инфляция незначительно превысит 4%, и примерно на этом же уровне она сохранится в 2025–2027 годах. Но затем стали появляться сомнения в реалистичности таких цифр.
Сильнейший же скачок ожидаемых показателей инфляции произошел в июльской версии прогноза: ЦМАКП допустил, что, в частности, по итогам 2024-го инфляция будет 8% или выше. Затем, в декабрьской версии ЦМАКП сообщил уже об ожиданиях, что итогом 2024 года станет даже двузначный показатель инфляции (более 10%). В 2025 году ЦМАКП ожидал теперь увидеть инфляцию на уровне примерно 6%, в 2026-м – на уровне 5%. И только в 2027-м инфляция, судя по оценкам экспертов, должна зафиксироваться в диапазоне 4,25–4,6%.
Как сообщил на минувшей неделе Минфин, общий объем средств, которые теперь, имея на руках фактические данные по инфляции 2024 года, надо направить на дополнительное повышение пенсий и пособий, составляет около 300 млрд руб. Но можно предположить, что это будет не единственная правка. Видимо, правительству вскоре придется задействовать административные ресурсы на переписывание бумаг и пересчет других показателей, ведь текущая инфляция пока вдвое превышает сверстанный в бюджете показатель.
Инфляция оказалась очень непростой с репутационной точки зрения темой. Если бы правительство заложило в бюджет действительно более высокий уровень, это стало бы свидетельством того, что ситуация с ценами окончательно вышла из-под контроля. И это могло породить даже панику. Но и далекие от реальности прогнозы, которые только на первый взгляд кажутся успокоительными, тоже таят в себе риски: они могут ввести в заблуждение некоторых участников экономической деятельности и усугубить экономическую неопределенность.