Фото Reuters
Президент Международной федерации лыжного спорта и сноуборда (FIS) Йохан Элиаш заявил, что поддерживает допуск российских лыжников до соревнований в нейтральном статусе. Речь идет о формате допуска, который использовали на Олимпийских играх в Париже в 2024 году: без флага, гимна и связей с силовыми структурами. По словам Элиаша, «спортсмены не несут ответственности за то, где они родились, их нельзя ставить в затруднительное положение».
Это не первый случай, когда международные федерации готовы или уже возвращают к соревнованиям российских атлетов. Например, в конце ноября стало известно, что пловцов из РФ допустят на чемпионат мира на короткой воде в Будапеште. 27 спортсменов успели после этого получить нейтральный статус и поехали в Венгрию. Международная федерация смягчила требования к россиянам, они могли представлять ЦСКА и «Динамо», а также участвовать в эстафетах.
В конце декабря Международный союз конькобежцев допустил представителей России и Белоруссии к отборочным соревнованиям Олимпиады-2026 в нейтральном статусе. Это касается олимпийских турниров по фигурному катанию, бегу на коньках и шорт-треку. Остается проблема с визами: некоторые отборочные соревнования проводятся в странах, куда россиян могут просто не пустить. Тем не менее ситуация с отстранением, очевидно, сдвигается с мертвой точки.
Сложнее пока с командными видами спорта. Например, пока неизвестно, допустят ли на следующие зимние Олимпийские игры сборную России по хоккею. Это решение должен принять Международный олимпийский комитет (МОК). Отдельного решения ждут от Международной федерации хоккея (IIHF) – по участию в чемпионатах мира россиян и белорусов. Однако президент IIHF Люк Тардиф на прямые вопросы отвечает уклончиво. Он хочет, чтобы хоккеисты из России и Белоруссии вернулись как можно скорее, «потому что это означало бы окончание украинского конфликта». Но сейчас он не готов рисковать безопасностью самих спортсменов и допускать угрозу турнирам.
Аргумент про безопасность повторяется с 2022 года. К нему прибегают руководители многих федераций, которые временно не дают россиянам допуск. Это должно выглядеть как забота, но больше похоже на поиск формулы, позволяющей присоединиться к всеобщему бойкоту и при этом сохранить «аполитичное» лицо. В случае с израильскими спортсменами, например, забота выглядит иначе: для них, причем и для команд в том числе, находят удобные форматы, нейтральные территории для игр. И это при том, что опасаться за их безопасность после начала конфликта Израиля и ХАМАС были основания. Просто эту проблему хотят, а значит, могут решать.
Угроза турнирам – аргумент более серьезный. Он просто показывает, что руководители всемирных федераций становятся заложниками политических решений, бойкотов. Допуск россиян может означать, что спортсмены из некоторых западных стран будут отказываться ехать на эти турниры. Это давление, с которым готовы справляться далеко не все международные чиновники. Они выбирают путь наименьшего сопротивления и ищут аргументы в пользу недопуска россиян.
Йохан Элиаш говорит о том, что спортсмены не отвечают за решения политиков. Он претендует на пост президента МОК, и относиться к его словам стоит серьезно – вероятно, они отражают меняющийся тренд. Однако разве мысль о том, что спортсмены «ни при чем», не была столь же справедливой и весной 2022 года, когда поднялась волна отстранений? Конечно, была, но не попадала в общий тренд, которому смогли противостоять лишь организаторы соревнований по теннису, велоспорту и смешанным единоборствам. Сейчас тренд, судя по высказываниям и действиям чиновников, меняется. Вероятно, и вопрос безопасности как-то удастся решить.