Фото сайта beluo31.ru
Российские депутаты узнали в правительстве шокирующие данные о степени разложения школьного образования в нашей стране. Парламентарии запросили в Министерстве просвещения данные о численности работающих учителей-предметников. И тут выяснилась ужасная реальная картина: в 23% российских школ нет учителей физики, а в 43% школ отсутствуют преподаватели химии.
Нынешняя ситуация в системе школьного образования означает, что наше государство лишает миллионы молодых людей перспективы стать инженерами, биологами, химиками, технологами, учеными или преподавателями. Ведь если молодой человек ничего не слышал про химию или про физику, то он с большой вероятностью превращается в человека второго сорта. Или в гражданина, которому закрыта добрая половина возможностей для профессионального или карьерного роста. И наша система выпускает таких «инвалидов школьного образования» не тысячами, а миллионами. Ведь в нашей стране обучаются почти 17 млн школьников. И четверть из них рискуют не познакомиться с физикой, а более 40% – не узнать о науке и о достижениях химии.
Дефицит специалистов есть в России во многих областях. Но нехватка школьных учителей имеет максимальные разрушительные последствия для будущего страны. Ведь пропуск одной-двух учебных четвертей грозил школьнику в советские времена повторным обучением. А восстановить знания за один год школьной программы без специальных усилий часто было просто невозможно. Но пока незаметно, чтобы российские чиновники били тревогу по поводу кризисной ситуации в системе образования. Ведь катастрофическая нехватка учителей возникла не вчера. И даже не пять лет назад.
Правительство утверждает план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года. Целью плана является рост численности и квалификации учителей математики, физики, химии и биологии. А также увеличение количества выпускников, сдающих ЕГЭ по профильной математике, физике, химии и биологии. Однако содержание мероприятий правительственного плана вряд ли приведет к кардинальному сдвигу в желаемых направлениях, считает, например, депутат Оксана Дмитриева. Основная причина: этот план пока не предусматривает дополнительное материальное стимулирование школьных учителей по основным предметам.
Правительственные планы до 2030 года – это хорошо. Но разве не требуется остановить ущербный школьный конвейер, в котором нет преподавания физики и химии, прямо сейчас? Разве в нашем обществе не найдется активных граждан, которые выступят в защиту миллионов российских школьников? Тем более что подобная общественная инициатива не грозит сегодня административными или уголовными санкциями. Не случайно даже парламентарии предлагают немедленно начать кампанию по привлечению на роль школьных учителей студентов старших курсов университетов или инженерно-технических вузов.
В качестве первой спасательной меры может быть организовано общественное шефство над самыми проблемными школами. Ведь опыт наших известных популяризаторов науки показывает, что зажечь интерес школьников к знаниям физики, химии или математики можно практически в каждом классе. Тем более в тех классах, где эти предметы преподавались суррогатным образом или не преподавались вообще.
Разве российское общество не поддержит, например, те госкомпании, которые будут посылать в проблемные школы своих специалистов? Пусть хотя бы с просветительскими уроками и хотя бы на ближайшие учебные месяцы. При возникновении такого общественного движения за спасение школьников, глядишь, и у нашей бюрократии проявится необходимый уровень патриотизма и заботы о будущем страны.