Исполнители главных ролей в фильме "Анора" Марк Эйдельштейн (слева), Майки Мэдисон и Юрий Борисов на красной дорожке 77-го Каннского фестиваля. Фото Reuters
Беспрецедентный успех Юры Борисова широко обсуждается в профессиональном и любительском сообществе. Впервые российский артист номинирован на премию «Золотой глобус» – это вторая по престижу награда после «Оскара». Номинацию принесла работа в фильме «Анора». Картина режиссера Шона Бейкера стала триумфатором Каннского фестиваля, получив «Золотую пальмовую ветвь». Очевидцы сообщали, что зрители аплодировали на протяжении показа, а по его окончании фильм удостоился овации.
На пике настороженного отношения к России главную европейскую премию получила картина с русскими актерами и о русских, пусть и показанных стереотипно. Возможно, решающую роль сыграла американка Грета Гервик (режиссер фильма «Барби») как председатель жюри, но зрительский успех тоже очевиден. К слову, участие Борисова принесло Гран-при Каннского фестиваля фильму режиссера Юхо Куосманена «Купе номер шесть».
Центральная героиня «Аноры» – стриптизерша, девушка с узбекскими корнями. Она вытянула золотой билет в виде сына русского олигарха Вани (его играет восходящая звезда российского кино Марк Эйдельштейн), который в отсутствие родителей предлагает девушке пожениться.
Борисов играет вышибалу, говорящего на ломаном английском, – ему предстоит решить «проблему» и избавить родителей от неподходящей невестки. Фильм этот продолжает темы, которым посвящены и другие фильмы Бейкера, – унизительное положение маленького человека как правило из секс-индустрии. Русский олигархат тут второстепенен и выполняет функциональную роль. Тем не менее благодаря работе агентов и кастинг-директоров, которые предложили режиссеру Борисова, Эйдельштейна, а также Алексея Серебрякова и Дарью Екамасову (родители Вани), изначально функциональная задача перешла в художественную плоскость. По мнению критиков, Борисов и Эйдельштейн «сыграли своих сомнительных персонажей без идеализации, с насмешкой над стереотипами и с более глубоким пониманием природы «дна», чем, судя по всему, представляет себе Шон Бейкер».
Кинокритики The New York Times включили «Анору» в топ-10 лучших фильмов 2024 года, журнал Rolling Stone – в двадцатку.
За роль Игоря Юра Борисов на днях получил не только номинацию на «Золотой глобус», но и премию Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса в категории «Роль второго плана», «Анора» же была признана лучшим фильмом года. Награду Борисов разделил с Кираном Калкиным («Настоящая боль»). Как отмечает пресса, для обоих актеров эта победа может предвещать номинацию на «Оскар», поскольку некоторые лауреаты премии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса забирали и заветные статуэтки на «Оскаре».
Протестов против такого интереса к российскому актеру не видно. Это, в свою очередь, наводит на вопрос: а есть ли в реальности отмена русской культуры? Да, появление русских на красных дорожках привлекает сейчас больше внимания, чем прежде. Тем не менее, если говорить о киноиндустрии, категорических запретов нет. Приостановлены проекты, требующие солидного финансирования, например, произошла заморозка съемок сериала «Анна К» для «Нетфликс». Но в то же время Роман Полански снимает Александра Петрова (тоже стереотипная роль русского бандита) – и фильм «Дворец» открывает программу Венецианского фестиваля.
Принципиальность проявила, пожалуй, лишь Метрополитен-опера, отказав Анне Нетребко в сцене (это в числе других факторов плохо влияет на продажи, что и демонстрирует театр в последние годы). Голливуд живет бизнес-приоритетами. Политические темы актуальны лишь тогда, когда они выгодны. В отношении русской культуры – или русских талантов – отмена оказалась неактуальной.