0
1718
Газета От редакции Печатная версия

11.12.2024 18:51:00

Так есть ли отмена русской культуры в киноиндустрии?

Российский артист впервые номинирован на "Золотой глобус", и этому никто не сопротивляется

Тэги: кинопремия золотой глобус, номинанты, юрий борисов, анора, шон бейкер, киноиндустрия, отмена русской культуры, реалии


кинопремия золотой глобус, номинанты, юрий борисов, анора, шон бейкер, киноиндустрия, отмена русской культуры, реалии Исполнители главных ролей в фильме "Анора" Марк Эйдельштейн (слева), Майки Мэдисон и Юрий Борисов на красной дорожке 77-го Каннского фестиваля. Фото Reuters

Беспрецедентный успех Юры Борисова широко обсуждается в профессиональном и любительском сообществе. Впервые российский артист номинирован на премию «Золотой глобус» – это вторая по престижу награда после «Оскара». Номинацию принесла работа в фильме «Анора». Картина режиссера Шона Бейкера стала триумфатором Каннского фестиваля, получив «Золотую пальмовую ветвь». Очевидцы сообщали, что зрители аплодировали на протяжении показа, а по его окончании фильм удостоился овации.

На пике настороженного отношения к России главную европейскую премию получила картина с русскими актерами и о русских, пусть и показанных стереотипно. Возможно, решающую роль сыграла американка Грета Гервик (режиссер фильма «Барби») как председатель жюри, но зрительский успех тоже очевиден. К слову, участие Борисова принесло Гран-при Каннского фестиваля фильму режиссера Юхо Куосманена «Купе номер шесть».

Центральная героиня «Аноры» – стриптизерша, девушка с узбекскими корнями. Она вытянула золотой билет в виде сына русского олигарха Вани (его играет восходящая звезда российского кино Марк Эйдельштейн), который в отсутствие родителей предлагает девушке пожениться. 

Борисов играет вышибалу, говорящего на ломаном английском, – ему предстоит решить «проблему» и избавить родителей от неподходящей невестки. Фильм этот продолжает темы, которым посвящены и другие фильмы Бейкера, – унизительное положение маленького человека как правило из секс-индустрии. Русский олигархат тут второстепенен и выполняет функциональную роль. Тем не менее благодаря работе агентов и кастинг-директоров, которые предложили режиссеру Борисова, Эйдельштейна, а также Алексея Серебрякова и Дарью Екамасову (родители Вани), изначально функциональная задача перешла в художественную плоскость. По мнению критиков, Борисов и Эйдельштейн «сыграли своих сомнительных персонажей без идеализации, с насмешкой над стереотипами и с более глубоким пониманием природы «дна», чем, судя по всему, представляет себе Шон Бейкер».

Кинокритики The New York Times включили «Анору» в топ-10 лучших фильмов 2024 года, журнал Rolling Stone – в двадцатку.

За роль Игоря Юра Борисов на днях получил не только номинацию на «Золотой глобус», но и премию Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса в категории «Роль второго плана», «Анора» же была признана лучшим фильмом года. Награду Борисов разделил с Кираном Калкиным («Настоящая боль»). Как отмечает пресса, для обоих актеров эта победа может предвещать номинацию на «Оскар», поскольку некоторые лауреаты премии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса забирали и заветные статуэтки на «Оскаре».

Протестов против такого интереса к российскому актеру не видно. Это, в свою очередь, наводит на вопрос: а есть ли в реальности отмена русской культуры? Да, появление русских на красных дорожках привлекает сейчас больше внимания, чем прежде. Тем не менее, если говорить о киноиндустрии, категорических запретов нет. Приостановлены проекты, требующие солидного финансирования, например, произошла заморозка съемок сериала «Анна К» для «Нетфликс». Но в то же время Роман Полански снимает Александра Петрова (тоже стереотипная роль русского бандита) – и фильм «Дворец» открывает программу Венецианского фестиваля.

Принципиальность проявила, пожалуй, лишь Метрополитен-опера, отказав Анне Нетребко в сцене (это в числе других факторов плохо влияет на продажи, что и демонстрирует театр в последние годы). Голливуд живет бизнес-приоритетами. Политические темы актуальны лишь тогда, когда они выгодны. В отношении русской культуры – или русских талантов – отмена оказалась неактуальной. 


Читайте также


Российское кино отдают детям

Российское кино отдают детям

Наталия Григорьева

Семейные фильмы завоевывают большие экраны на фоне кризиса идей

0
6277
Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Сюжет, соответствующий идеологическим установкам, не делает кино конкурентоспособным

0
8746
В стране выстраданного счастья

В стране выстраданного счастья

Юрий Сигов

В КНДР нет внешнего интернета, заграничных туристов и владельцев долларов

0
6870
Победившая в Каннах "Анора" добралась до России

Победившая в Каннах "Анора" добралась до России

Наталия Григорьева

Американский фильм с русскими актерами показали на фестивале "Маяк" перед выходом в прокат

0
13102

Другие новости