Фото Reuters
Европейский союз будет продолжать расширяться, даже если для этого придется принять страны с неурегулированными конфликтами и неконтролируемыми территориями. Об этом в ЕС впервые сказали в 2023 году: тогда верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель пояснил, что замороженный конфликт в Молдавии не препятствие для вступления страны в ЕС. Президент Республики Молдова (РМ) Майя Санду объявила, что в Кишиневе надеются вступить в Евросоюз к 2030 году, причем вместе с Приднестровьем.
С тех пор планы относительно Приднестровья у главы молдавской власти менялись: Санду допускала вхождение в ЕС страны «берегами Днестра»: сначала войдет правый (контролируемый Кишиневом), а позже – левый (собственно Приднестровье). В Брюсселе против такой интеграционной аппликации не возражали. Но ситуация изменилась, и оказалось, что, уходя в ЕС, можно реально захватить с собой Приднестровье. Особенно учитывая, что с 1 января 2025 года прекращается транзит российского газа через Украину и Молдавия вместе с Приднестровьем оказываются без тепла и света.
В связи с такой перспективой в Молдавии объявили о введении с 16 декабря чрезвычайного положения, а в Приднестровье – с 1 января. В Кишиневе рассчитывают, что «Газпром» перестанет обеспечивать бесплатным газом непризнанную республику. В Приднестровье поднимутся цены, и Тирасполь подчинится Кишиневу. Молдавские власти хотят использовать газовый кризис как акселератор реинтеграции.
В любом случае Россия – не рядом, в Украине – конфликт. Если Молдавия двинется в сторону ЕС, то Приднестровью ничего не останется, как пойти с ней, попросив гарантий для соблюдения прав нацменьшинств у Евросоюза. Тирасполю их дадут.
В ЕС настроилась уйти и Грузия. Для этой страны территориальные проблемы также не станут препятствием. Ранее официальный представитель внешнеполитической службы Евросоюза Петер Стано заявил: «Европейское будущее Грузии и Молдавии не может оказаться в заложниках конфликтов. Это было подтверждено на самом высоком уровне ЕС».
8 ноября 2023 года Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о вступлении в ЕС Молдавии и Украины. Грузии предоставили статус кандидата на вступление в Евросоюз. Тбилиси обиделся. А потом в Грузии приняли закон об иноагентах, рассоривший власть с Брюсселем, который пригрозил стране санкциями. В Брюсселе отметили, что союз по-прежнему привержен дальнейшему углублению партнерства с Грузией, но ей необходимо изменить текущий курс.
Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе объявил о приостановке процесса открытия переговоров с Евросоюзом до конца 2028 года. Но при этом назвал государственной задачей Грузии войти в состав ЕС в 2030 году.
Что касается неконтролируемых территорий, то перед парламентскими выборами в октябре основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили заявил, что, если его партия получит на выборах большинство, в «нужный момент» она пересмотрит Основной закон страны, чтобы восстановить ее территориальную целостность. Видимо, речь шла о создании конфедерации, хотя прямо об этом не говорилось. В РФ заявляли, что Москва готова помочь Тбилиси наладить отношения с Сухумом и Цхинвалом.
Но незадолго до публикации доклада ЕС о перспективах кандидатов в члены союза глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заверила, что абсолютным приоритетом является интеграция Западных Балкан. Тем не менее ситуация может измениться, так как зависит не только от Брюсселя, но и Вашингтона. В Тбилиси именно на это и рассчитывают. В Киеве, который интегрируется в ЕС одним пакетом с Кишиневом, также ждут сигнала с Запада. Впрочем, как и в Москве, которая по-прежнему против расширения ЕС за счет стран из зоны ее бывшего влияния.