Фото с сайта правительства РФ / government.ru
Премьер-министр Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по развитию отечественной кинематографии. Эта тема сегодня, безусловно, одна из самых приоритетных в культуре. Киновысказывание стало главным способом говорить с массами и, как следствие, воздействовать на них.
Киноиндустрия – очень зависимая от зрителя и от контента отрасль, и о том, какие вызовы стоят перед государством после вывода с рынка голливудских фильмов, говорилось не раз. Государство тот вызов приняло, разработав действующую схему финансирования кинопроизводства. Одновременно, правда, поставив кинокомпаниям условие: фильмы должны отвечать госполитике в смысле соответствия традиционным ценностям. Это кардинально изменило картину проката, где одна за другой появляются сказки и семейные фильмы. Иногда удачные, даже окупающие затраты, иногда – яркие, но пустые. О проблемах сегодняшнего человека и гражданина почти не снимают, а если и снимают, то не цепляют зрителя, который рублем не голосует за такие картины. Не верит, по Станиславскому.
Отечественное кино должно бороться за зрителя. Тем интереснее, какие проблемы поднимаются на стратегических сессиях, призванных определить вектор развития отрасли. Мишустин отметил, что к моменту ухода западных компаний «была сформирована база, которая позволила оперативно возместить потери рынка из‑за ушедших из России пару лет назад крупнейших зарубежных производителей». «Уже через год после этого сборы наших фильмов от показов в стране выросли практически в три раза», – добавил он. Мишустин отметил воспитательную роль кино: «Хорошие фильмы позволяют получить новые знания, познакомиться с культурой, историей и искусством... Они важны и для воспитания молодого поколения». Но вот цитата, которая оказалась в фокусе СМИ: «Перед нами стоит масштабная задача повысить качество отечественного кино, сделать его действительно соответствующим традиционным духовно-нравственным ценностям. И при этом оно должно привлекать зрителей, находить путь к их сердцам и быть востребованным, интересным, креативным».
Таким образом, премьер-министр сосредоточил акценты на идеологической функции отрасли. И лишь в конце выступления в одном предложении отметил: «Надо продолжить формировать условия для развития индустрии, улучшения ее экономических показателей, так как это является базой для успешного продолжения творческой деятельности наших кинематографистов».
Но для улучшения качества киноиндустрии как раз именно последнее и есть главное. Выбор сюжета, соответствующего духовно-нравственным ценностям, не делает кино качественным и конкурентоспособным. Да, перед кинематографистами РФ больше не стоит задача догнать и перегнать Голливуд. Но технологическая база в России оставляет желать лучшего. В России нет большой водной студии, а это важный инструмент инфраструктуры кинематографа. Индустрия испытывает дефицит в профессионалах узкого профиля и даже в актерах, сценаристах, то есть распространенных специальностях. Развитие технологий требует расширения образовательной базы. Кинематографисты мечтают выйти на натуру, снимать в естественных локациях, а не подменять натуральный ландшафт графикой. Например, в поисках локации для проекта «Челюскин» создатели объездили почти все арктические регионы, но найденные места не выдерживали требований. Что говорить о работе в дальних регионах вроде Чукотки, куда придется транспортировать все – и технику, и людей, и даже еду. Для обеспечения качества любого вида искусства требуется прежде всего база, возможности отрасли реагировать на вызовы времени. Если это будет, производители при выборе сюжета смогут ориентироваться и на обозначенные государством ценности.