Фото Reuters
Премьер-министр Польши Дональд Туск сказал журналистам, что они вместе с президентом страны Анджеем Дудой будут определять общую позицию в возможных контактах главы республики с Дональдом Трампом. Это важное заявление, поскольку Туск и Дуда представляют конкурирующие политические силы. По словам премьера, польский президент собирался в ближайшее время встретиться с Трампом. Туск же заявил, что он не намерен глубже втягивать Польшу в российско-украинский конфликт. Согласно ожиданиям польского премьера, Трамп в ближайшее время может сделать какие-то заявления по дате прекращения огня, границам действия этого режима, гарантиям безопасности для Украины. «Это, безусловно, будут решения, предусматривающие меньше вмешательства США в украинские дела», – подчеркнул Туск.
The Washington Post написала, что еще 7 ноября Трамп звонил президенту РФ Владимиру Путину и обсуждал Украину. В Кремле это опровергают. Но намерения избранного президента США понятны – в том числе украинцам и европейцам. Канцлер ФРГ Олаф Шольц успел заявить, что время для разговоров с Путиным скоро наступит. Реакция польских политиков также очень показательна. Туск говорит, что не собирается втягивать страну в конфликт еще основательнее. Но Польша и так оказалась в авангарде – и в плане антироссийских санкций, и в плане поддержки Украины, и в плане риторики. Сейчас ей (точнее, ее властям), кажется, приходится думать, как аккуратно, без потери лица немного отступить и вписаться в новый тренд.
Польша во внешней политике довольно часто ориентируется на США, а не на европейские столицы. Этот ее выбор многие считают опрометчивым и недостаточно прагматичным. Однако по украинскому вопросу американцы и многие европейские страны с самого начала заняли консолидированную позицию. Авангардное положение Польши здесь определялось и географией, и историей, и культурной близостью с Украиной. Резкая антироссийская риторика хорошо продавалась на внутриполитическом рынке. Однако эта батарея долго не держит заряд: наплыв беженцев постепенно привел к социальному недовольству, необходимость помогать Киеву выявила ограниченность ресурсов. Вспомнилось и то, что у Польши и Украины немало исторических скелетов в шкафах.
Предполагаемый новый курс американской администрации позволяет соскочить с этого поезда. Другое дело, что для поляков такой соскок будет резким, учитывая все наговоренное и сделанное. Многие другие государства поддерживали и вводили санкции, но вели себя более сдержанно, задумывались о перспективе.
Польша может быть в авангарде «холодного» конфликта с Россией, если чувствует за спиной мощную поддержку других западных стран. Контакт Трампа с Путиным, частичное самоустранение США из европейских дел – все это может запустить цепную реакцию. Еврочиновники, судя по их словам, хотят, чтобы все оставалось по-прежнему. Но реальные руководители государств чувствуют усталость своих стран от конфликта. Это не означает, что внезапно случится оттепель, что карточки россиян завтра разблокируют, а послезавтра из Москвы в Лондон и Париж назначат прямые авиарейсы. Скорее усилится давление на Киев. Украину будут склонять к уступкам. Европейским лидерам тоже нужно сохранять лицо, а для этого лучше, чтобы изменились условия, на которые им приходилось реагировать.
В таком контексте оставаться передовиком конфликта очень сложно. Это в конечном счете может означать – оставаться в одиночестве, не получая никакой политической пользы. Скорые заявления польских политиков, кажется, фиксируют именно такие соображения.