Фото Reuters
Возвращение в Белый дом Дональда Трампа породило массу предположений относительно того, каким будет его новый президентский срок. Поскольку в должность он еще не вступил, предположения эти умозрительные и скорее отражают надежды и фобии предполагающих, нежели его реальные планы.
С подачи оппонентов Трампа часто ставят в один ряд с Орбаном, Эрдоганом и другими деятелями, которые хотят править долго и, насколько позволяют возможности, авторитарно, используя при этом риторику защиты консервативных ценностей. Дескать, на первом сроке он не смог показать себя в этом качестве – и Конгресс не был под его контролем, и однопартийцы не все за него, и судьи. Но уж теперь-то, когда Республиканская партия стала, считай, трампистской, в Палате представителей и Сенате у нее преимущество, а большая часть членов Верховного суда тяготеет по своим убеждениям к республиканцам, Трамп развернется.
Нельзя сказать, что допущения такого рода совсем беспочвенны. В Республиканской партии есть круги, которые хотели бы видеть Трампа «консервативным революционером» и автократом. В 2023 году республиканский политтехнолог Кевин Робертс, о котором трампистский кандидат в вице-президенты Джей Ди Вэнс отзывался весьма комплиментарно, опубликовал работу под названием «Проект-2025». Это инструкция для Трампа, что нужно сделать после прихода к власти. Там предлагается резко усилить полномочия главы государства: поставить под его прямой контроль ряд ведомств (а неподконтрольные ему по определению – в частности, ФБР – упразднить), железной рукой решить вопрос нелегальной миграции, выгнав всех нелегалов из страны, «сделать федеральных бюрократов более ответственными перед демократически избранным президентом и Конгрессом». Идеологической базой перемен объявляется борьба за возрождение «христианских основ» американского общества. О необходимости добиться, скажем, увеличения посещаемости церквей в документе говорится прямо. Словом, проект способен устрашить американских либералов. Не программа Гитлера, конечно, каковым Трампа рисуют в агитках Демократической партии, но в самом деле похоже на политику Орбана в Венгрии.
Считать, что «Проект-2025» будет воспринят Трампом как руководство к действию, мешают два фактора. Во-первых, сам Робертс подчеркивает, что это именно его идеи, а не избранного президента. Если сравнить их с тем, что говорил Трамп хотя бы в ходе этой избирательной кампании, совпадений будет мало. Во-вторых, положения «Проекта-2025» не согласуются с официальной программой Республиканской партии. К ней тоже выдвигалось много претензий, но они касаются одного: там много общего и мало конкретики. Есть, например, указание, что надо снизить налоги, но не сказано какие; есть положения об образовательной реформе, но не разъяснено толком, в чем она будет заключаться, и т.д. И намека на авторитаризм там нет. А партийная программа в США – это не декларативная бумажка, это официальная точка зрения партии. Реши Трамп ее игнорировать, республиканцы пойдут против него. Это только одна из сдержек и противовесов, мешающих президенту, как бы он, казалось, ни контролировал органы власти, делать что захочет. Есть еще власти штатов, оппозиция, пресса (она в США – действительно четвертая власть), местные суды, а главное, всеобщее убеждение американцев, что президент – хоть и высший, но всего лишь чиновник. Слуга народа, которому время от времени это нужно напоминать.
Покушение на демократию – красная черта, которую Трампу не дадут перейти. Эксперименты же по части внедрения консервативных ценностей вполне возможны. Трамп уже обещал законодательно закрепить, что в США официально признаются только два пола, мужской и женский. Полагать, что это у него не получится, оснований нет. Правда, на революцию новации такого уровня не тянут.