0
12388
Газета От редакции Печатная версия

20.08.2024 18:49:00

Напоминание о ГКЧП, случившемся 33 года назад

Об историческом оптимизме и ответственности общества

Тэги: ссср, гкчп, путч, общество, власть, политика


ссср, гкчп, путч, общество, власть, политика Пресс-конференция Государственного комитета по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП СССР) в зале пресс-центра МИДа. Кадр из информационного выпуска программы ВРЕМЯ, от 19 августа 1991 года, Центральное телевидение Гостелерадио СССР.

Утром 19 августа 1991 года по радио и телевидению было зачитано Обращение к советскому народу Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. Так началось то, что потом получило название «августовский путч», или «путч ГКЧП», или «попытка госпереворота ГКЧП». С тех пор прошло 33 года. Уже выросло целое поколение, для которого события 1991-го выглядят такой же давней историей, как Октябрьская революция. Всего лишь страница в учебнике. Что, наверное, нормально. Однако представляется разумным напомнить мотивы и контекст путча, основные идеологические установки ГКЧП, чтобы распознавать по лексике духовных наследников путчистов. Ведь их так много вокруг… А свободу и демократию в России защищать надо неустанно.

Ниже мы приводим основные смысловые тезисы обращения путчистов от 19 августа 1991 года (работа над которыми завершилась поздним вечером 18-го, поэтому в архивах этот документ датируется именно 18 августа). Бросается в глаза то, что ключевым инструментом наведения порядка в стране авторы документа считают ограничения прав и свобод советских людей, а также борьбу за нравственность.

• Это результат целенаправленных действий тех, кто, грубо попирая Основной закон СССР, фактически совершает антиконституционный переворот и тянется к необузданной личной диктатуре. Префектуры, мэрии и другие противозаконные структуры все больше явочным порядком подменяют собой избранные народом Советы.

• Идет наступление на права трудящихся. Права на труд, образование, здравоохранение, жилье, отдых поставлены под вопрос.

• Никогда в истории страны не получали такого размаха пропаганда секса и насилия, ставящих под угрозу жизнь и здоровье будущих поколений. Миллионы людей требуют принятия мер против спрута преступности и вопиющей безнравственности.

• Еще вчера советский человек, оказавшийся за границей, чувствовал себя гражданином влиятельного и уважаемого государства. Ныне он зачастую иностранец второго класса, обращение с которым несет печать пренебрежения или сочувствия.

• Гордость и честь советского человека должны быть восстановлены в полном объеме.

• Приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки.

• Проведение митингов, уличных шествий, демонстраций, а также забастовок не допускается.

• Решительно пресекать распространение подстрекательских слухов, действия, провоцирующие нарушения правопорядка и разжигание межнациональной розни, неповиновение должностным лицам, обеспечивающим соблюдение режима чрезвычайного положения.

• Установить контроль над средствами массовой информации, возложив его осуществление на специально создаваемый орган при ГКЧП СССР.

• Кабинету министров СССР в недельный срок осуществить инвентаризацию всех наличных ресурсов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости, доложить народу, чем располагает страна, взять под строжайший контроль их сохранность и распределение.

• Учитывая критическое положение с уборкой урожая и угрозу голода, принять экстренные меры по организации заготовок, хранения и переработки сельхозпродукции. Оказать труженикам села максимально возможную помощь техникой, запасными частями, горюче-смазочными материалами и т.д.

• Незамедлительно организовать направление в необходимых для спасения урожая количествах рабочих и служащих предприятий и организаций, студентов и военнослужащих на село.

• В связи с обострением обстановки в г. Москве – столице Союза Советских Социалистических Республик, вызванным невыполнением постановления Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР № 1 от 19 августа 1991 года, попытками организовать митинги, уличные шествия и манифестации, фактами подстрекательства к беспорядкам, в интересах защиты и безопасности граждан в соответствии с Конституцией СССР постановляю:

– Объявить с 19 августа 1991 года чрезвычайное положение в г. Москве.

– Временно ограничить перечень выпускаемых центральных, московских городских и областных общественно-политических изданий следующими газетами: «Труд», «Рабочая трибуна», «Известия», «Правда», «Красная звезда», «Советская Россия», «Московская правда», «Ленинское знамя», «Сельская жизнь». Возобновление выпуска других центральных, московских городских и областных газет и общественно-политических изданий будет решаться специально созданным органом ГКЧП СССР.

На следующий день гэкачеписты выпустили информационное сообщение с оценкой того, как страна восприняла их выступление.

• Уже первый день действия чрезвычайного положения в отдельных местностях СССР показал, что люди вздохнули с облегчением.

• Диссонансом в этот критический момент, когда требуется общенациональное согласие, прозвучало обращение, подписанное утром 19 августа сего года руководителями РСФСР Б. Ельциным, И. Силаевым и Р. Хасбулатовым. Оно выдержано в конфронтационном духе. Есть в этом обращении и прямое подстрекательство к противоправным действиям, несовместимое с установленным законом режимом чрезвычайного положения.

Как известно, благодаря политической позиции Бориса Ельцина и активности рядовых москвичей путч провалился, его руководители были арестованы, союзные республики, осознав свою суверенную уязвимость от имперских настроений в Москве, на повышенной скорости устремились к государственной независимости, предрешив трагическую судьбу СССР. Через четыре месяца Советского Союза не стало.

С 1987 года в стране бушевала гласность. Десятки миллионов граждан страны узнали то, что до этого знали немногие. Масштабы репрессий поражали воображение. Аресты, расстрелы, лагеря не только для руководителей страны, но и для простых крестьян и рабочих. Были опубликованы документы о депортации целых народов (чеченцев, крымских татар и др.), сфальсифицированные материалы «Ленинградского дела» и антисемитской кампании, развернутой к концу жизни Сталина.

Еще в декабре 1955 года комиссии под руководством Петра Поспелова – секретаря ЦК, в прошлом ярого и убежденного сталиниста, было поручено выяснить, что конкретно происходило во время Большого террора. По завершении работы комиссия представила шокирующий 70-страничный доклад, где говорилось, что в период между 1935 и 1940 годами за «антисоветскую деятельность» было арестовано почти 2 млн человек; 688 503 из них расстреляли.

Выяснилось также, что большинство руководителей ЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ (Ягода, Ежов, Берия, Абакумов), чьими руками устанавливалась «пролетарская справедливость», были расстреляны, оказавшись по приговорам предателями, шпионами, врагами. Личные же качества этих руководителей государства, как выяснилось из протоколов их допросов, просто ужасали: стяжатели, насильники, садисты, гомосексуалисты. А ведь недавно портреты этих вождей украшали фасады всех центральных зданий в стране!

Всем гражданам позднего СССР стало очевидно, что советская политика тотального контроля над информацией, партийной идеологии и лицемерия завела страну в тупик.

Тоталитаризм нацелен на уничтожение гражданского общества, установление тотального контроля над жизнью граждан, ликвидацию частной жизни.

Советское государство стремилось переделать человека, изменить структуру его представлений о добре и зле, верований и ценностей. Главными инструментами в этой работе стали безбожие, пропаганда, образование, пресса, вмешательство в личную и семейную жизнь.

Однако стоило власти чуть ослабить репрессивную хватку, немедленно выяснилось, что тоталитаризм не смог управлять мыслями своих граждан. Они все это время сохраняли способность мыслить самостоятельно.

Сталинские жертвы были осуждены беззаконно, а советский режим так и не принял на себя политическую ответственность за эти преступления.

Многие осознавали, что в «бесклассовом обществе» возник новый класс – класс партийных функционеров, коррумпированный и привилегированный.

Нынешняя российская Конституция явилась реакцией общества на опыт жизни в тоталитарном государстве. Правда о методах построения коммунизма в СССР продемонстрировала главное: центральной фигурой общества должен являться человек, с его правами и свободами, а отнюдь не государство. Потому что от имени государства в каждый конкретный момент истории говорят конкретные люди, которые стремятся навязать другим свои, как правило, ошибочные взгляды на жизнь. Не случайно в нашей стране начиная со смерти Сталина во всех бедах винят предыдущих руководителей (культ личности, волюнтаризм, застой, перестройка, развал Союза, лихие 90-е).

Вот формулировки только двух статей действующей Конституции, ограждающих граждан от государственного идеологического насилия.

Статья 13 однозначно говорит, что в РФ признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Статья же 29 гласит, что каждому гарантируется свобода мысли и слова; не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства; никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом; гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Опыт постсоветской жизни научил российское общество ясно понимать, что реальное наполнение государственных форм демократическим конституционным содержанием не гарантировано только и исключительно текстом Основного закона. И форма правления (президентская, парламентская республика), и форма государственного устройства (федерация) в существенной мере реализуют свой потенциал в зависимости от преобладающего государственного (политического) режима, под которым понимается совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

Теория государства и права предусматривает возможность существования трех типов режимов: демократического, тоталитарного и авторитарного.

Каждый тип режима обладает спецификой и наличием наиболее характерных отличительных особенностей. С демократией и тоталитаризмом все более или менее понятно.

Интереснее вглядеться в авторитарный режим, как его подает учебник теории государства и права. Например, авторитарному режиму присуще сведение роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов, усиление роли исполнительно-распорядительных органов; формирование и смена элит происходит путем кооптации, то есть волевым введением их в руководящие структуры на основе личных симпатий и преданности руководителю; права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечиваются; силовые структуры находятся вне контроля со стороны общества и используются преимущественно в политических целях.

Очевидно, что только гражданское и политическое общество в состоянии противостоять таким перекосам в осуществлении разделения властей.

Треть века прошла после попытки ГКЧП сместить законно избранного президента и развернуть ход истории в России в направлении торжества запретов, цензуры и распределительных методов организации потребления. С тех пор общество преодолело большой путь проб и ошибок, от эйфории к разочарованию и обратно. Выяснилось, что автоматически ничего хорошего построить в стране нельзя. Даже простейший институт рыночной экономики. Но также сегодня совершенно очевидно, что если политические фантазии людей во власти противоречат потребностям развития производительных сил и технологий, эти люди неизбежно проигрывают. Экономический детерминизм Маркса (который как социальный философ во многом фатально ошибся) в таких вопросах ошибки не допускает. 


Читайте также


Никто не терпит писателей

Никто не терпит писателей

Максим Валюх

Стихи про особую осторожность и уточек, которые интереснее выставок

0
456
Минюст обещает сокращать посадки

Минюст обещает сокращать посадки

Екатерина Трифонова

Концепция уголовно-правовой политики опять не гарантирует гуманизации

0
745
Президент Мексики перед уходом громко хлопнул дверью

Президент Мексики перед уходом громко хлопнул дверью

Данила Моисеев

Обрадор сумел провести полномасштабную судебную реформу

0
823
Дети – за, родители – против: новая коллизия вокруг ЕГЭ

Дети – за, родители – против: новая коллизия вокруг ЕГЭ

Наталья Савицкая

Споры о судьбе государственного экзамена могут разрешиться неожиданным образом

0
739

Другие новости