Фото Reuters
Операторы сотовой связи в регионах РФ стали предупреждать пользователей о возможных проблемах в работе видеохостинга YouTube. По всей видимости, речь идет о замедлении, о котором объявляли еще в середине июля. Уполномоченные органы, информированные чиновники и депутаты объясняли это тем, что компания Google после начала спецоперации перестала обновлять в России оборудование, необходимое для качественной работы YouTube. О том, что никакой блокировки хостинга не планируется, говорили и в Госдуме, и в Совете Федерации. Сказал об этом и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Другими словами, речь изначально шла о чисто механическом процессе, на который власти никак не могут повлиять. Депутат Госдумы Александр Хинштейн, впрочем, заставил посмотреть на проблему с другой стороны. В своем Telegram-канале он написал, что «деградация YouTube – вынужденный шаг, направленный против администрации иностранного ресурса, который по-прежнему считает, что может безнаказанно нарушать и игнорировать наше законодательство». По словам Хинштейна, замедление касается преимущественно стационарных компьютеров, а не мобильной связи, и летний период выбран не случайно – люди в отпусках. Ухудшение качества загрузки видео на YouTube связано, как написал депутат, «не только (sic!) с действиями властей, но и с наплевательством ресурса к своей корневой инфраструктуре». Все происходящее, подчеркнул Хинштейн, стало следствием «антироссийской политики хостинга, который удаляет каналы наших общественных деятелей, чья позиция отличается от западной точки зрения».
Это можно было бы считать частным комментарием, пусть и высокопоставленного человека. Однако Дмитрий Песков, когда его спросили о замедлении YouTube, призвал обращаться именно к депутату Хинштейну, подчеркнув, что ему самому «нечего добавить». Это едва ли успокоило пользователей YouTube. Скорее дало основания для новых спекуляций на тему блокировки хостинга в России. Добавил масла в огонь и Роскомнадзор. Там заявили, что «многочисленные нарушения нашего законодательства, неуважение к нашей стране и гражданам являются основанием для принятия мер в отношении YouTube», и «инструментов для мотивации» компании у Роскомнадзора достаточно.
Теперь каждый день в новостных лентах появляется противоречивая информация, например, ссылки на закрытые ведомственные опросы, данные которых свидетельствуют о том, что больше половины респондентов против блокировки YouTube, а 70% не понимают, зачем это делать. При этом протестовать, если ограничения введут, такие люди не собираются. Скорее всего это важный пункт для тех, кто может продавливать подобные решения, в частности, для условного «силового» блока. Собственно, все законодательные инструменты у них есть, мотивировочная часть тоже готова. Более того, граждане уже привыкли к ограничениям – и одновременно научились их обходить.
Однако элита, принимающая решения, неоднородна. И речь даже не о ее приверженности современным технологиям и о привычке людей «наверху» пользоваться тем же YouTube или соцсетями. Речь об экономике, о невозможности безболезненно вывести из ее круга людей, зарабатывающих в «проблемном» видеохостинге и при этом не публикующих политический контент. За два года для них не подготовлена подходящая, реально конкурентоспособная альтернатива (как и в некоторых других высокотехнологичных областях). Эти люди, судя по всему, не готовы активно протестовать. Но в ситуации вынужденных экономических маневров формируется новая группа недовольных. Описать это недовольство количественно и качественно, измерить его долгосрочный эффект довольно сложно. Это ограничивает желание принять резкие меры.