На фото пуск ракеты «Союз 2.1б» с автоматической станцией «Луна-25». Фото: Космический центр «Восточный»
Нужно ли продолжать бюджетное финансирование серии провальных межпланетных космических проектов, которые приносят нашей стране лишь имиджевый ущерб и общественное разочарование? И если все-таки продолжать, то как можно снизить риски очередного космического провала? На фоне чувствительных неудач России в сложных космических проектах эти вопросы нуждаются в открытом общественном обсуждении. Поскольку тихое сворачивание космических исследований на фоне успехов развивающихся стран в межпланетных программах – это далеко не лучший выбор.
Постсоветская Россия не реализовала ни одной миссии за пределами ближайшего космоса. Более того, РФ имеет историю серии неудачных проектов (от Марса-96 до Луны-25). Последний провал миссии «Луны- 25» фактически поставил перед российскими властями простой вопрос: стоит ли расходовать сотни миллиардов бюджетных рублей на подобные проекты, которые наносят большой внешний и внутренний ущерб Российскому государству? Ведь наблюдатели из разных стран видят, как нынешняя Россия не в состоянии даже воспроизвести старые советские космические технологии. И уж тем более не может приблизиться к уровню Индии или Китая в организации межпланетных программ.
Почему же Российское государство должно снова и снова финансировать доказательства своей технологической несостоятельности? Как ни печально, но повторение космических провалов нежелательно как с точки зрения бюджетной экономии, так и с точки зрения общественных и государственных интересов. Но значит ли это, что Россия должна вообще прекратить свои сложные космические программы? На этот важный вопрос можно предложить следующий ответ. Воспроизводство серии неудач в космосе прекратить точно необходимо. Но одновременно нужно найти новые подходы к реализации сложных межпланетных программ, которые либо качественно снизят риски провалов, либо не будут наносить России такого имиджевого урона. Какие же способы сокращения национального ущерба от космических провалов можно предложить? Самый простой – это перевод лунных или марсианских программ РФ в статус частных проектов, которые финансируются в рамках общественных или научных инициатив. По такому пути пошел, например, Израиль во время организации полета зонда «Берешит», который разбился во время посадки на Луну. Несколько частных американских компаний также пробуют осуществить посадку на Луну с помощью своих оригинальных разработок. При этом неудачи частных космических проектов (как у американского зонда «Перегрин» в 2024 году) не наносят ущерба ни бюджету, ни национальному престижу и статусу. Понятно, что российская ракетно-космическая индустрия – не самая благоприятная среда для частных инициатив. Ведь действующие в РФ ракетно-космические предприятия, лоббисты и чиновники от космоса скорее будут мешать, а не помогать частным проектам. И в связи с этим возникает вопрос: можно ли качественно усовершенствовать работу над государственными космическими проектами в рамках существующего отраслевого недоверия, секретности и монополизма с целью существенного снижения рисков очередной неудачи? Одно из возможных решений – это организация новой кооперации предприятий, в рамках которой к работе над лунными или марсианскими проектами подключается авторитетное предприятие космической отрасли с функцией тотального контроля всех технических и программных решений. В этом случае новый участник программы будет обязан проводить серию независимых контрольных испытаний всех элементов межпланетных зондов – от деталей работы всех бортовых алгоритмов до последнего клапана, бака, шланга и кабеля.