Фото «МВД МЕДИА»\мвд.рф
Министерство внутренних дел (МВД) РФ подготовило новую стратегию противодействия экстремизму. Она имеет вид проекта указа президента, и в этом проекте, в частности, дается определение ксенофобии и русофобии. Так, ксенофобия – это «проявление ненависти, неприязни или нетерпимости в отношении определенных социальных групп и общностей людей, а также к их отдельным представителям».
Русофобия, согласно документу МВД, – это «неприязненное, предвзятое, враждебное отношение к гражданам России, к русскому языку и культуре, выражающееся в том числе в агрессивных настроениях и действиях со стороны отдельных представителей и политических сил, а также дискриминационные действия со стороны властей недружественных России государств».
Проект указа не вводит новую правовую реальность. Скорее упорядочиваются актуальные правоприменительные практики, а следствие и суды снабжаются нормативными инструментами – чтобы все интерпретации и действия были «по закону». Положение о русофобии здесь показательно. Оно призвано отменить любые спекуляции на тему, кого считать русофобом, а кого нет. Считать будут всех – и тех, кто негативно высказывается о русских как о народе, и тех, кто вводит против России санкции, призывает не выдавать гражданам РФ визы и т.д. Таких людей будут автоматически записывать в разряд экстремистов, а тех, кто, например, одобряет санкции – в разряд поддерживающих экстремизм. Картина и так была довольно простой, но теперь она упростится еще и законодательно.
К проявлениям экстремизма документ относит среди прочего действия, «угрожающие конституционному строю Российской Федерации, нарушению суверенитета, единства и территориальной целостности Российской Федерации или направленные на умышленное искажение истории, реабилитацию нацизма». Это также отражает политические и внешнеполитические реалии, напрямую затрагивает российско-украинский конфликт и отношения РФ с государствами Восточной Европы и Балтии. Конечно, доказать умысел при искажении истории не всегда просто. Однако процесс можно повернуть и так, что обвиняемому в экстремизме придется доказывать отсутствие умысла.
В новой стратегии противодействия экстремизму рассматриваются и ситуации, которые, учитывая российскую политическую и правовую действительность, иначе как гипотетическими не назовешь. Например, в документе говорится о таком способе дестабилизации обстановки в РФ, как призыв к участию в несогласованных акциях, перерастающих в массовые беспорядки. «В этих целях, – сказано в проекте, – все чаще применяются различные методы манипулирования общественным мнением и распространения недостоверной информации, в том числе дискредитация Вооруженных сил Российской Федерации и исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий, способствующей усилению радикальных и экстремистских настроений в российском обществе».
Здесь документ описывает ситуацию, которую в последние годы довольно сложно (если не сказать – невозможно) не просто наблюдать, но и представить. Оппозиционное поле де-факто зачищено. Статьи о дискредитации ВС РФ применяются постоянно в отношении разных людей, не только политических и общественных деятелей. Механизм ограничения и наказания работает. В документе просто представлен сценарий, при котором «экстремистские» статьи будут применяться быстро и без лишних спекуляций.
Таких сценариев в проекте МВД немало. Примечательно, что в одном абзаце документа говорится об экстремистской угрозе со стороны трудовых мигрантов, с которыми не провели профилактическую работу, а в следующем – о радикально настроенных националистах. Сама практика наказания не поменяется. Просто найти «нужную» статью станет проще.