Фото Reuters |
По словам Путина, в прошлом году добровольно контракты с ВС РФ подписали свыше 300 тыс. человек. С начала этого года – свыше 160 тыс. человек. И при таком положении дел нет никакой нужды в мобилизации. Президент РФ также сослался на актуальный украинский опыт. Там, как он считает, возраст мобилизованных будет снижаться, это условие, при котором США продолжат поддерживать Киев. При этом украинцы при нынешних темпах мобилизации смогут только восполнять потери, то есть у России есть преимущество.
Разговор вокруг мобилизации получился коротким, но его структура – значимой. Получилось, что «ястребы» подталкивают Путина к радикальным мерам. Однако эти меры (а именно – мобилизация) непопулярны, поэтому президент, отвечая «ястребам», успокаивает обеспокоенных избирателей: людей хватит, ресурсов хватит. Российские силы должны выдавить противника с территорий, которые должны быть поставлены под их контроль, и для этого мобилизация не нужна, ее не планируют.
Тема ядерной эскалации, конечно же, заботит россиян, но ее обсуждение – это в первую очередь сигнал иностранным партнерам и не-партнерам (Путин, впрочем, продолжает называть и их партнерами). На призывы «приставить ядерный пистолет к нашим западным противникам» президент ответил, что Россия никогда не заявляла о готовности нажать красную кнопку. Ядерным оружием, по словам Путина, РФ не бряцает. «Ястребы» – прямо на заседании форума – предложили ему решить проблему быстро и избежать дополнительных жертв, то есть пойти по пути эскалации. Путин же обозначил другую логику. Скорость при разрешении вооруженного конфликта как раз приведет к жертвам среди военных, а президент намерен беречь их жизни. Если же дело дойдет до обмена ядерными ударами, число жертв может «возрасти до бесконечности».
Путин заявил, что у России «нет даже необходимости думать на эту тему». Он попросил тех, кто предлагает идти по пути ядерной эскалации, «лишний раз всуе такие вещи не упоминать». Пожалуй, это можно отнести не только к Сергею Караганову (Путин, вероятно, в шутку назвал его «страшным человеком») и его товарищам, о которых он сам упомянул. Тема ядерных ударов периодически поднимается в Telegram-канале зампреда Совета безопасности РФ и экс-президента Дмитрия Медведева. В мае он писал об ответе «со специальным боеприпасом», который может полететь не только в Киев, и о растяжимости понятия «нестратегическое ядерное оружие», и о том, что отставные натовцы могут просчитаться: раньше они думали, что Россия не пойдет на прямой конфликт с Киевом, а теперь утверждают, что она никогда не применит тактическое ядерное оружие.
Вероятно, таких публикаций после слов Путина на форуме станет меньше. Но вероятно и то, что президент провел свою политическую презентацию. Избиратели должны были увидеть, что он ответственный руководитель, а иностранцы – что он политик, с которым можно и нужно вести переговоры, потому что в стране есть и другие силы, влиятельные и допущенные до общественной дискуссии. «Ястребам» при этом никто не запрещал оставаться «ястребами».