0
8445
Газета От редакции Печатная версия

06.06.2024 17:53:00

О причинах гордости россиян

Соцопросы о патриотизме отражают эффективность официального нарратива

Тэги: вциом, соцопросы, патриотизм, национальная гордость, официальный нарратив, эффективность


вциом, соцопросы, патриотизм, национальная гордость, официальный нарратив, эффективность Фото Reuters

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты опроса о том, как представляют себе россияне свою страну и чем больше всего гордятся. Публикация озаглавлена непривычно патетически: «О национальной гордости великороссов – 2024».

В частности, опрошенные должны были сказать, что первым приходит им в голову, когда они слышат слово «Россия». Можно было приводить до трех ассоциаций. Примечательно, что по популярности группа ответов, включающая в себя принадлежность к месту рождения, семью и близких (48%), оказалась очень близкой к группе «державного патриотизма» (52%). 20% респондентов говорили о ценностях и национальной идентичности, а именно – о дружбе народов, справедливости, стабильности, порядке, равенстве. 10% вспомнили официальные символы, среди которых оказался и действующий президент. 9% – о природных ресурсах и богатствах.

Лишь 7% говорили о военной истории и упоминали СВО. Это можно было бы считать неожиданным, учитывая серьезный военный акцент в привычном патриотическом дискурсе. Однако вопрос: «Что в современной России вызывает у вас чувство гордости?» снимает этот эффект неожиданности. Респонденты опять же могли привести до трех вариантов ответов, и 13% (один из самых частых вариантов) вспомнили про вооружения, армию, флот, обороноспособность. Чуть реже (10%) говорили о гордости за президента и его политику. Чуть чаще (16%) – о гордости за русский дух, народ, «качества людей» (из публикации не ясно – какие именно). Самой распространенной (22%) реакцией, впрочем, стало «затрудняюсь ответить». Это неудивительно. Люди в повседневной жизни редко рефлексируют на тему своего патриотизма. При прямом вопросе они автоматически вспоминают фрагменты официального нарратива, его главные смысловые точки, образы.

По большому счету, подобные исследования и отвечают на вопрос об эффективности отражения или фиксации официального и «желаемого» нарратива в массовом сознании. Социологи ВЦИОМ лишь 6% ответов на вопрос об ассоциациях определили в категорию «негатив». Только 7% респондентов, говоря о причинах гордости, ответили, что «гордиться нечем». Это очень простое разделение на условных «патриотов» (подавляющее большинство) и «скептиков», которым легко пользоваться, например, на выборах. Апелляция к таким категориям делает любую кампанию предсказуемой – и по вбрасываемым смыслам, и по результатам.

Стоит отметить, что при разговоре, пусть и довольно поверхностном, о национальной гордости и ее конкретных причинах люди очень редко говорят о том, в чем они сами могут деятельно участвовать, что они сами могут создавать. Исключением можно считать СВО. Но и здесь важно сделать оговорку: респонденты чаще говорят не о своих близких в зоне спецоперации, а о профессионалах, которые делают свою работу. То есть и в этом случае можно говорить о некоторой степени отстраненности, а не о прямом участии.

В остальном речь идет об истории, о символах, размере территории и природных богатствах, то есть о некой данности. Люди часто заговаривают о внешней политике, подъеме с колен, гордости за поступки президента, защите суверенитета, об армии и флоте. Все это, конечно, влияет на их жизнь. Но ни в чем из этого они напрямую и регулярно не участвуют. По большому счету, они просто с известной периодичностью приходят на выборы – и делегируют вполне конкретной политической элите право строить отношения с миром, устанавливать и менять законы, определять национальные цели и приоритеты, а теперь также – составлять перечни полезных и вредоносных ценностей. Иначе говоря, чувство гордости у людей вызывает модель, в которой государство берет на себя все больше ответственности почти за все сферы жизни. 


Читайте также


Половина россиян не видят результатов демографической госполитики

Половина россиян не видят результатов демографической госполитики

Ольга Соловьева

Главным препятствием для рождения детей называют отсутствие материального достатка

0
4472
Россиянки мечтают работать в промышленности

Россиянки мечтают работать в промышленности

Ольга Соловьева

Трудоизбыточные регионы соседствуют с трудодефицитными

0
2176
О голосовании за непарламентские партии

О голосовании за непарламентские партии

Упрощение внутриполитической жизни не позволяет оценивать потенциал электоральных сегментов

0
6898
Что нам необходимо: государственная идеология или духовно-нравственные ценности

Что нам необходимо: государственная идеология или духовно-нравственные ценности

Яков Пляйс

В поисках краеугольного камня

0
7242

Другие новости