Фото © rawpixel, 123RF Free Images
Предложение главы президентского Совета по правам человека (СПЧ) Валерия Фадеева запретить ношение никабов встретило противодействие муфтия Москвы по версии Духовного управления мусульман РФ Ильдара Аляутдинова. Фадеев увязал распространение среди отечественных последователей ислама все более строгих моделей религиозного поведения с угрозой иммиграции и дезинтеграции приезжих. Он привел в пример увлечение мигрантов боевыми искусствами.
Надо сказать, что интерес к силовым видам спорта популярен и у коренных граждан РФ исламского вероисповедания. Как и соблюдение никаба – принципа сокрытия запретных для посторонних глаз частей тела женщины. Никаб позволяет оставлять непокрытыми только глаза. Этот пуританский подход сменяет уже укоренившуюся в России традицию хиджаба, когда виден весь овал лица. Еще несколько лет назад полностью закутанные мусульманки с узкой прорезью для глаз были редкостью в российских городах, а теперь встречаются все чаще. Можно иногда увидеть и женщин в чадре – когда все лицо занавешено плотной сеткой.
Фадеев отметил, что во многих мусульманских странах никаб подвергается запрету. Свежий пример: на днях парламент Таджикистана запретил ношение в публичных местах даже хиджаба, не то что никаба, хотя в прошлые века самые строгие правила сокрытия женского тела практиковались в Центральной Азии. Ныне они сохраняются в Афганистане и Пакистане и еще кое-где в дальнем мусульманском зарубежье.
Однако Аляутдинов считает, что подобный запрет способен создать конфликтные ситуации в российском обществе. Муфтий косвенно признал, что в РФ уже могут существовать религиозные наставники, которые предписывают своим последовательницам соблюдать именно тот способ покрова тела и лица, который называется никабом. «Данный вопрос всегда был и остается дискуссионным. Исламские ученые высказывают самые разные мнения относительно никаба: от нейтрального до обязательности», – сказал Аляутдинов в разговоре с ТАСС. Как известно, в исламе нет единой иерархии и существует разнообразие подходов к богословским вопросам.
Отмеченная главой СПЧ тенденция, высказанные им опасения, а также неоднозначная реакция муфтия позволяют предположить, что дискуссия в обществе действительно необходима. Надо только отметить, что это уже второй этап спора о мусульманской одежде. На протяжении двух десятилетий велись дискуссии о хиджабе, и вот мусульманская ортодоксия в РФ вышла на новый уровень.
У тенденции есть несколько причин. Например, пресловутый поворот России на Восток, а также неверно понятая общегражданская ориентация на традиционные ценности. Скажем, депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов предположил, что запрет на никабы может ухудшить отношения РФ с исламским миром. Такая аргументация показывает, что слишком резкий поворот к Востоку несет в себе определенные издержки. Ведь если общий смысл внешней политики Москвы в последние годы состоит в обозначении абсолютного суверенитета, то никакие союзнические отношения не должны поколебать этот тренд. Россия так же суверенна перед Востоком, как и перед Западом.
То же самое касается традиционализма. Большой вопрос, можно ли считать моду на никаб обращением к консервативным ценностям. Многие эксперты отмечают, что крайности в проявлении религиозной идентичности обоснованы скорее реакцией на такие же крайности прогрессизма и представляют собой скорее вполне постмодернистское представление о ревности в вере, чем обращение к памяти предков. Вот почему декларацию традиционных ценностей следует дополнить разъяснениями и уточнениями. Общество должно знать, в чем именно состоят традиции народов России и где проходит грань между здоровым консерватизмом и религиозным фанатизмом, памятью предков и радикальным обскурантизмом.