Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев становится министром спорта. Фото сайта duma.gov.ru
Одно из важных изменений в российском правительстве – переход сразу четырех губернаторов в кабмин. Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев становится министром спорта, глава Кемеровской области Сергей Цивилев – министром энергетики, руководитель Курской области Роман Старовойт – министром транспорта, а Антон Алиханов переезжает из Калининградской области в кабинет министра промышленности и торговли. Одновременно глава Тульской области Алексей Дюмин станет помощником президента РФ Владимира Путина.
Переезд этих региональных руководителей в Москву рассматривается как повышение и карьерный рост. В рамках российской государственно-политической системы это, пожалуй, действительно так. Можно, конечно, говорить о том, что губернатор (как и мэр крупного города) – должность, на которой человеку проще прокачать себя как заметную, самодостаточную политическую фигуру. Он занят реальными делами, ежедневно принимает значимые решения, управляет регионом, вынужден постоянно следить за настроениями избирателей, контактировать с ними, реагировать на изменения рейтинга. Это нормальная политическая жизнь.
Получается, что перевести успешного губернатора на работу в столицу – выдернуть его из среды, где он может стать политической фигурой федерального уровня. В случае с Михаилом Дегтяревым это еще и потеря для его партии – ЛДПР. За этой партией никто не обещает сохранить хабаровское кресло, его разыграют на осенних выборах на общих основаниях, и понятно, у какой силы будут лучше стартовые позиции.
Однако рассуждать об ограничении политического роста в этом случае можно только теоретически. Российская система специфична. Любой региональный руководитель, даже самый успешный и популярный, понимает, что демонстрация политических амбиций – не то, чего от него ждут наверху, а руководство страной осуществляется именно оттуда и все решения принимаются именно там. Политическая карьера нужна, если человек хочет и, главное, может бороться за власть. В российской системе приемлемым скорее считается желание бороться за участие в принятии решений, за право эффективно исполнить такие решения. Поэтому губернаторы и делают не чисто политическую, а административную карьеру.
Переход глав регионов в кабмин может улучшить качество экспертизы и принятых решений внутри правительства. Даже если губернатор проработал на своем посту один срок, он знает ситуацию «на земле» не по публикациям в прессе, а непосредственно. Это касается инфраструктуры, газификации, ЖКХ, больниц, пенсий, детских садов. Он владеет другим, более полным и лучше структурированным знанием, чем чиновник, переведенный из одной должности на другую, даже если самого губернатора когда-то, по сути, отправляли из столицы на работу в регионе.
Перевод пятерых региональных глав ближе к центру принятия решений – хороший ориентир для способных и амбициозных чиновников, которые сейчас думают, каким образом им лучше выстраивать карьеру в сложившейся системе. Может показаться, что работать в думском комитете, занимать посты в министерстве, становиться первым замом вместо просто зама – спокойнее и лучше. Но такая работа дает медленный рост. Регион – проблемная среда, особенно такой, где нужно следить и отвечать за выделенные деньги. Но это шанс для ускоренного карьерного роста. Столичный чиновник или депутат уже не станет воспринимать переезд в регион как ссылку на неблагодарную работу, он будет видеть в этом вполне понятную перспективу: если я справляюсь, то на пути к желаемой должности обхожу «кабинетных» конкурентов. Вероятно, теперь и конкуренция за право руководить тем или иным регионом в кругу власти усилится.