На фото раунд российско-украинских переговоров в Стамбуле 29 марта 2022 года. Фото Reuters
Американский журнал Foreign Affairs опубликовал развернутый материал о том, что вооруженный конфликт России и Украины можно было завершить на ранней стадии. Речь, конечно, идет о переговорах Москвы и Киева весной 2022 года. Авторы статьи сообщают, что в их распоряжении оказался проект договора, над которым тогда работали делегации. Foreign Affairs даже дает скриншоты некоторых страниц, на которых, в частности, указываются государства – гаранты безопасности Украины.
Подлинность этих документов подтвердить затруднительно. Ни Москва, ни Киев публикацию не комментировали. При этом авторы Foreign Affairs, насколько это возможно, стараются рассказывать историю отстраненно, а выдвинутая ими версия – почему переговоры провалились – не противоречит здравому смыслу и логике тех процессов, которые можно наблюдать последние два года.
Российские власти и, в частности, президент РФ Владимир Путин неоднократно заявляли, что в 2022 году Киев был готов подписать соглашение, но его остановили западные государства. Публикация Foreign Affairs отчасти эти заявления подтверждает. В ней говорится и о том, что украинский президент Владимир Зеленский после отвода российских войск от Киева поверил в возможность победить «на земле», и о том, что Борис Джонсон, бывший тогда премьер-министром Великобритании, прилетал в Украину и призывал ее власти ничего не подписывать. Вашингтон тоже не был готов согласиться с составленным проектом договора и удерживал руку Киева, готовую подписать бумаги.
В статье приводятся, впрочем, аргументы западных держав. Речь, как пишут авторы, идет не о злой воле погубить Россию, втянуть ее в длительный конфликт, а о вполне рациональных соображениях. Прежде всего, несмотря на составленный проект договора, Москве и Киеву не удалось решить, как они будут улаживать территориальный спор, разрешать вопросы Донбасса, Крыма. Все это откладывалось до личной встречи Путина и Зеленского. Слишком зыбкая почва, чтобы Вашингтон или Лондон соглашались по ней ходить. По сути, предлагалась заморозка конфликта – под гарантии западных стран, России и Китая. Разморозить его при этом можно было в любой момент. Это Запад не устраивало.
Не устраивали и прописанные в проекте соглашения гарантии безопасности. Киев настаивал на том, что гаранты при угрозе безопасности Украины должны были оказывать стране военную помощь, причем не в коллективном (созыв Совбеза ООН и т.п.), а в индивидуальном порядке. Это было воспринято западными державами как ловушка. Россия тоже указывалась в списке гарантов безопасности. Но что, если именно с Россией у Украины начался бы новый «горячий» конфликт? Что, если бы ситуация 2022 года повторилась, несмотря на подписанные соглашения? Тогда получалось, что США или Великобритания должны были вступить в прямую военную конфронтацию с Россией, их к этому обязывал бы подписанный документ. Пойти на такую авантюру ни одна из западных столиц не могла.
Эта логика работает и сегодня. На возможных переговорах Москва будет добиваться нейтрального статуса Украины. Киев будет в таком случае требовать гарантий безопасности. При этом западные гаранты, как и Китай, не могут доверять украинской элите на 100%. Замороженный территориальный спор – это все равно спор, а на желании взять реванш политика строилась и раньше, и сейчас. Что, если Украина захочет разморозить конфликт, заручившись новой поддержкой? Что, если будет провокация? Недоверие не позволит Западу взять на себя далеко идущие обязательства. Это среди прочих факторов и может тормозить переговорный процесс сейчас. Запад может давить на Киев, но не так много готов при этом предложить.