Графика сайта fadm.gov.ru
Президент РФ Владимир Путин поручил своей администрации вместе с правительством и при участии всех заинтересованных государственных органов «подготовить и представить предложения о разработке и реализации национального проекта, направленного на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Речь идет о новом нацпроекте «Молодежь России». О его запуске в числе прочих глава государства объявил в недавнем Послании Федеральному собранию.
В случае с остальными новыми нацпроектами («Семья», «Кадры», «Экономика данных», «Продолжительная и активная жизнь») параметры и критерии оценки успешности кажутся более прозрачными, четкими. Относительно воспитания личности на основе традиционных ценностей вопросов гораздо больше, а зона интерпретации – намного шире. Министерство культуры РФ еще в начале 2022 года составило перечень традиционных и чуждых ценностей, который впоследствии вошел в утвержденную президентом концепцию. К традиционным ценностям, согласно этому документу, относятся среди прочего жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, крепкая семья, приоритет духовного над материальным, историческая память.
Соответственно чуждыми и деструктивными признаются эгоизм, вседозволенность, отрицание идеалов патриотизма, естественного продолжения жизни, крепкой традиционной семьи, брака, многодетности и позитивного вклада России в мировую историю и культуру. Внедряют вредоносные идеи экстремисты, террористы, отдельные СМИ и недружественные государства. Списки традиционных и чуждых ценностей длинны, но и они оставляют пространство для интерпретации, а соответственно для преследования и наказания, если соответствующие законы вступают в силу.
Означают ли утверждаемые концепции и реестры ценностей, что власть мечтает о традиционном обществе в России? Едва ли об этом можно говорить однозначно. Традиционные общества в мире существуют, их немало. Они сталкиваются с современностью, чаще всего тяжело и медленно меняются. При этом традиционный субстрат для них органичен – и трансформируется он естественным путем. Российское общество, в свою очередь, нередко становилось полем для экспериментов, его ломали и перестраивали, пути его развития менялись. При этом все последние десятилетия оно во многом существовало именно как современный, а не традиционный социум. И вышедшая из этого общества элита – пусть зачастую и консерваторы, но не почвенники-фундаменталисты.
Публикуемые документы, касающиеся правильных и неправильных ценностей, скорее отражают новую реальность в отношениях государства и социума. Долгое время государство не стремилось участвовать в частной жизни человека, вторгаться в мир его взглядов и убеждений. Можно было жить как угодно, думать что угодно, относиться к власти, истории, культуре по собственному желанию – и даже говорить и писать об этом. Государство могло вмешаться, когда свобода мыслей и взглядов порождала сколько-нибудь влиятельные оппозиционные политические проекты. Теперь картина, похоже, меняется. В голову человеку по-прежнему не залезешь. Но любая, даже в рамках частного пространства, реализация убеждений может стать объектом внимания, проверки, контроля и, не исключено, порицания и наказания. И все это – по закону и во имя высоких целей.
Еще огорчительнее бывает тогда, когда роль эталонного Торквемады берутся исполнять люди, давно не состоящие в крепком браке, воспитавшие собственных детей в нетрадиционных ценностях, накопившие на основе капиталистического эгоизма несметные богатства. И разъясняющие убежденно, что именно их роскошный образ жизни и миллиардный капитал как раз и есть иллюстрация триумфа коллективизма и бескорыстия…