Филипп Киркоров в разрушенном концертном зале "Шахтер" (Горловка) Фото: fkirkorov/Официальный аккаунт артиста в социальной сети
В культурной среде стала очевидна тенденция: поездки артистов в Донбасс становятся искуплением их прежних ошибок. Выступил в зоне специальной военной операции (СВО) – тебе может проститься неподобающее прошлое, будь то критические высказывания или сомнительное поведение.
Это стало очевидно еще в 2023 году, когда в Донбассе заметили, например, Романа Билыка (Рому Зверя). Изначально он раскритиковал СВО в соцсетях, а затем удалил неподобающие записи и дал концерт для военных. Недавно в ДНР «замаливал грехи» и Филипп Киркоров. В середине декабря он недальновидно посетил «голую вечеринку», участников которой после скандала начали «отменять». Но в феврале после посещения Донбасса, где артист раздал гуманитарную помощь и спел для участников СВО, он снова появился на телевидении. Аналогично поступил и другой фигурант скандальной истории – Дима Билан. 28 февраля стало известно о выступлении в Мелитополе группы «Комсомольск», значившейся в списке «запрещенных музыкантов», о котором сообщали медиа.
Власти дают понять, что ждут от артистов «деятельного раскаяния». Одних извинений недостаточно – надо продемонстрировать готовность нести издержки. Ведь поездка в Донбасс сразу увязывает артистов с политикой власти, обрывает им все альтернативы – тот же Киркоров уже подпал под западные санкции. Усидеть на двух стульях не получится: либо ты за СВО и тогда продолжаешь получать в России привычные гонорары, либо сидишь на голодном пайке или эмигрируешь с неясными перспективами.
Для звезд выбор обычно очевиден. Пусть он даже сделан из-под палки – но ведь и деньги на кону стоят слишком большие. Наши селебрити нечасто востребованы за пределами российского рынка. Выступать в маленьких залах за рубежом, сидеть в таиландской тюрьме никому не хочется – ради чего? Эстрадные артисты на самом деле в большинстве своем аполитичны. Так что многие если надо съездить в Донбасс – поедут. Можно упрекать их во флюгерстве, но это лишь практичная жизненная (а можно сказать, и творческая) стратегия.
Но, как оказывается, «извинительные гастроли» не срабатывают автоматически. Яркий пример – ситуация с еще одной «отмененной» артисткой, организатором «голой вечеринки» Анастасией Ивлеевой. Телеведущая, видимо, и хотела бы добиться прощения, посетив зону СВО, однако активисты встречают ее угрозами, подходящий момент все не приходит. Да и на выступление Киркорова в Горловке реакция была неоднозначной: «низы», которые, собственно, одобрили остракизм участников непристойного мероприятия, не восприняли подобного покаяния. По их мнению, такие гастроли низводят выступления перед военными до наказания, а должны быть честью. В искренность провинившихся артистов они не верят.
У Киркорова получилось, видимо, потому, что у него нашлись влиятельные защитники в верхах, которые помогли сменить гнев руководства на милость. У Ивлеевой пока не получается. Причем ей припоминают уже все «по совокупности», в том числе в чувствительной для низовых активистов религиозной сфере – например, участие в сериале про монастырь (давешний скандал с использованием Киркоровым креста во время концертного номера тоже пытались актуализировать, но безрезультатно).
Так что важный элемент нынешней культурной политики: даже если возникло серьезное недовольство чьим-то поведением внизу – окончательное прощение все равно санкционируется наверху. Поездка в зону СВО является необходимым, но недостаточным условием для восстановления артиста в прежнем статусе – для этого, по сути, требуется еще и политическое решение.