Фото Reuters
Брюссель готовит почву, чтобы выстроить в Евросоюзе более прочную и эффективную оборонную индустрию. «Если мы хотим быть геополитическим игроком, надо начать с создания сильного оборонного потенциала и сильной промышленности», – заявил на днях верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. Уже в понедельник, 26 февраля, в Брюсселе будет представлен план модернизации европейского военно-промышленного комплекса, а в первой половине марта – Европейская стратегия оборонной промышленности.
Во многом запрос ЕС на упрочение своих оборонных возможностей связан с украинскими событиями. Озабоченность же возможным возвращением Дональда Трампа в Белый дом укрепила европейцев в мысли, что медлить с этим нельзя. Экс-президент США поставил под вопрос защиту союзников по НАТО, которые недостаточно инвестируют в оборону. Чем вызвал горячие дебаты в ЕС о том, как лучше защитить себя, включая возможность ускоренного запуска собственных оборонных мощностей.
По словам председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, новая стратегия оборонной промышленности ЕС будет сосредоточена на четырех ключевых пунктах. Первые три пункта касаются увеличения расходов на оборону, более эффективного их использования путем совместных закупок и расширения производства, а также наращивания инвестиций именно в рамках ЕС. Четвертый пункт посвящен урокам боевых действий в Украине, где Россия якобы применяет оружие, произведенное в Северной Корее и Иране.
Чтобы сравняться с Россией в производстве оружия, предлагается создать оборонный фонд на 100 млрд евро. Наращивать производство в ЕС собираются, опираясь на опыт использования средств налогоплательщиков для увеличения выпуска вакцин против COVID-19 и для совместных закупок газа. «Мы должны тратить больше, мы должны тратить лучше, мы должны тратить по-европейски», – подчеркнула фон дер Ляйен в интервью The Financial Times.
Цель стратегии – упорядочить оборонную промышленность Европы, которая в значительной степени разделена по национальному признаку. А еще – поощрять к тому, чтобы больше тратить на европейскую продукцию вместо того, чтобы покупать ее в третьих странах, например в США. В общем, если Объединенной Европе потребуется, скажем, новый танк, то всем ее 27 членам надо будет скинуться на создание боевой машины.
Конечно, Брюсселю потребуется человек, который будет координировать работу по наращиванию потенциала оборонной индустрии ЕС. Ведь, как рассказал «НГ» европейский дипломатический источник, сейчас ответственность за оборонную политику делят между собой Боррель, под чьим началом функционирует Европейское оборонное агентство, и еврокомиссар по внутреннему рынку, француз Тьерри Бретон, отвечающий за оборонную промышленность. Кроме того, в Еврокомиссии действует генеральный директорат по обороне и космосу. Поэтому для большей эффективности разумно централизовать функции всех этих институтов под единым началом.
О целесообразности появления в новом составе Еврокомиссии комиссара по обороне фон дер Ляйен заявила на недавней Мюнхенской конференции по безопасности. Ранее в поддержку создания такого поста высказалась крупнейшая политсила Европарламента – правоцентристская Европейская народная партия. Вероятно, полномочия нового еврокомиссара будут прописаны в Европейской стратегии оборонной промышленности.
Среди претендентов на новый портфель в Еврокомиссии, по данным Politico, рассматриваются в первую очередь кандидаты из Центральной и Восточной Европы. Список возглавляют действующий глава МИД Польши Радослав Сикорский, который в прошлом, будучи евродепутатом, уже призывал Евросоюз ввести должность комиссара по вопросам обороны, и премьер-министр Эстонии Кая Каллас.
В Брюсселе между тем опасаются, как бы дискуссии вокруг оборонной стратегии не увязли в привычных спорах. Франция и Германия не могут договориться, «кто будет оплачивать счета», Восточная Европа не доверяет Западной в том, что касается реагирования на угрозы со стороны России. К тому же неясно, как страны ЕС обеспечат себя ядерным щитом.