Фото сайта kremlin.ru
Дата президентского Послания Федеральному собранию пока не объявлена, хотя в пресс-службе Владимира Путина не исключают, что он выступит с ним в конце февраля или начале марта. Это означало бы, что Послание действующего главы государства прозвучит перед выборами 15–17 марта, в которых он сам участвует. Разумеется, Послание в таком случае будет восприниматься в электоральном контексте как большая предвыборная речь.
Можно ли назвать такую речь программной? И да, и нет. В 2018 году Путин также выступал с Посланием незадолго до выборов – 1 марта (голосование прошло 18 марта). Сейчас, оглядываясь назад, мы можем считать ту речь концептуальной, определяющей: в ней много говорилось про внешнюю угрозу, демонстрировались ролики, посвященные самому современному российскому оружию. В последние два года все это стало очень актуальным.
Однако никакого разрыва с Западом тогда не произошло. Спустя несколько месяцев после Послания и самих выборов Россия принимала чемпионат мира по футболу – и это был настоящий фестиваль открытости. Западные лидеры приезжали в Россию, ничто не намекало тогда на заморозку отношений. В начале лета власти также объявили о пенсионной реформе. В Послании, которое многие воспринимали как предвыборную речь, о готовящейся мере ничего не говорилось. Ее непопулярность была очевидной, и Путину впоследствии, в августе, пришлось записывать специальное обращение, объяснять необходимость реформы, смягчать некоторые ее положения.
Если Послание Федеральному собранию – 2018 воспринимать как задание правительству, как пожелание парламенту, как декларацию о грядущих планах исполнительной власти, то может показаться странным, что готовившуюся реформу президент обошел стороной. Едва ли летнее пенсионное решение вышло спонтанным. Но если рассматривать Послание 2018 года как политическое и предвыборное выступление, ничего странного в любых умолчаниях нет. В таких речах говорится о том, что объединяет электорат, а не о том, что может его разделить. Президент получает огромный кредит доверия, а потом, после выборов, может им пользоваться.
В январе 2020 года президент Путин выступил с Посланием, которое можно назвать декларацией политических намерений. Он объявил о грядущей конституционной реформе. Тогда власти не предусмотрели (да и едва ли могли) пандемию коронавируса, которая радикально изменила жизнь граждан, но не отменила референдум о поправках в Конституцию. Тогда же, в январе, Путин сменил правительство, объявив об этом в Послании. Новому кабмину предстояло сначала сохранять желаемые экономические параметры в условиях пандемии, а затем и в условиях спецоперации, санкций, сворачивания отношений с Западом.
Власть, по всей видимости, запомнила казус 2020 года. Время Посланий стали выбирать так, чтобы ближайшее будущее можно было относительно точно предвидеть, а проделанную работу – относительно точно оценить. Прошлый год и первое Послание периода СВО тому пример.
В 2024 году задача у власти непростая. В обычном, регулярном Послании можно и констатировать трудности, и призывать к самоограничению, и анонсировать непопулярные меры. В предвыборном, по сути, Послании это едва ли захотят делать. На выборах власти нужна максимальная демонстрация одобрения нынешнего курса, выраженная в цифрах, в процентах. Значит, и публичное выступление президента должно консолидировать электорат, актуализировать самые популярные смыслы и работающие символы. В 2018 году такими смыслами стали внешняя угроза и военная мощь России. Тогда это еще могло контрастировать с переживаемой реальностью, старой «нормальностью». Сейчас такого контраста уже нет, а смыслы и символы сохраняются.