Ситуация вокруг Приднестровья все больше беспокоит местное население и граждан Республики Молдова (РМ) в целом. Эксперт по безопасности и бывший замминистра иностранных дел РМ Валерий Осталеп предупредил в телеэфире о растущем риске провокаций в регионе на фоне напряженности в отношениях между Кишиневом и Тирасполем. Он отметил, что «любой вызов Приднестровью закончится тем, что на следующий день этот регион станет частью Российской Федерации». «Все ли готовы к этому?» – задал вопрос эксперт.
Все началось с того, что с января власти Молдавии начали взимать пошлины с товаров, следующих в Приднестровье через территорию РМ. Вице-премьер РМ Олег Серебрян отметил, что эти сборы не распространяются на страны, с которыми у Молдавии подписаны договоры о свободной торговле. Среди них он назвал государства Европейского союза, СНГ, Турцию и ряд других.
Глава Приднестровья Вадим Красносельский обвинил Кишинев в давлении на непризнанную республику. По его словам, ущерб приднестровских компаний составит десятки миллионов долларов в год, а ограничения отразятся на ценах внутри республики. Эксперты также отнеслись к решению правительства неоднозначно. Экономист Галина Шеларь считает, что новые положения негативно скажутся на экономике Молдавии в целом и стороны должны найти разумный компромисс. Но правительство РМ продолжает настаивать на новых правилах.
Ранее Кишинев поставил Приднестровье в ситуацию, когда у непризнанной республики остался один экспортный коридор: в направлении ЕС. Украина, которую связывают с Приднестровьем дружеские отношения, заблокировала приднестровцам проезд через свою территорию. Это объясняется не только конфликтом в Украине, но и просьбой Кишинева к Киеву. Молдавия, согласившаяся интегрироваться с Украиной в ЕС «одним пакетом», не оставила Киеву выбора относительно Приднестровья: Киев закрыл границу с непризнанной республикой.
Сегодня, согласно данным Бюро по реинтеграции РМ, доля стран ЕС в экспорте товаров из Приднестровья в 2023 году выросла на 3,3 процентных пункта, до 70,48%, а импорта – на 5,8 процентных пункта, до 55,99%. Практически все, что производится в Приднестровье, продается в Молдавию и страны ЕС. Однако при этом регион блокируется украинскими военными на границе с Украиной, а также украинскими и молдавскими – со стороны Молдавии. Тирасполь обвиняет Кишинев в подготовке украинских военных для действий против приднестровских силовиков. Кишинев заверяет, что готовит украинских саперов на территории Молдавии. В любом случае присутствие украинских солдат вокруг Приднестровья создает напряженность внутри него.
Если учесть, что многие бизнесмены и некоторые руководители Приднестровья располагают собственностью в Украине, а часть жителей обладает паспортами этой страны, то возникает вопрос: как поведет себя Приднестровье, если ему придется выбирать: уходить с Молдавией в ЕС или ждать подхода со стороны Одессы российских войск (о такой вероятности СМИ Молдавии писали не раз, говорят и сегодня). Уверенности, которая была у населения Приднестровья в 2006 году, когда в регионе проводился референдум о его будущем и 90% жителей проголосовали за будущее вместе с Россией, сегодня в непризнанной республике нет. И это объясняется не отказом от российского вектора, а пониманием того, что за этот вектор, возможно, придется заплатить жизнью. Решится ли на это новое поколение приднестровцев, выросшее уже после войны на Днестре, – вопрос. Ситуацией умело пользуется ЕС, наладивший и поддерживающий хорошие отношения с пророссийским регионом, а также Кишинев, усиливающий давление на Приднестровье, которое ищет защиту уже не только в Москве, но и в Брюсселе.
В то же время кишиневские журналисты отмечают, что в раскручивании ситуации вокруг Приднестровья много заинтересованных акторов, причем в Кишиневе, Тирасполе, Киеве и Москве.