Фото агентства городских новостей "Москва"
После новогодних каникул появилась ясность с фестивалем и премией «Золотая маска»: секретариат Союза театральных деятелей (СТД) определил порядок проведения конкурса в 2024 году. Новая эпоха «Золотой маски» начинается практически с нуля – есть ключевые игроки и доверие государства. Скорее всего фестиваль будет проводиться на бюджетные деньги. По крайней мере в одном из сообщений Telegram-канала премии было сказано, что дирекция будет подавать заявку на грант Президентского фонда культурных инициатив. Из персоналий, которые будут определять работу «Золотой маски», уже известны три человека. Владимир Машков как глава СТД наделяется полномочиями президента премии. Вице-президентом стал Кирилл Крок, эффективный менеджер, которому вполне под силу в будущем вернуть фестиваль в прежнюю форму, если на то будет желание СТД и сообщества, и человек крепкой идеологической позиции, что сегодня играет ключевую роль. Переход от старой дирекции, которую возглавляла Мария Ревякина, к новой осуществил новый руководитель Владимир Мишарин, возможно, он тоже останется на своем посту.
«Золотая маска» пройдет весной, лауреатов назовут на позднее 27 мая. В этом году все спектакли будут показаны на своих сценах. География номинантов такова: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Казань, Омск, Петрозаводск, Псков, Новокузнецк, Нягань, Красноярск, Йошкар-Ола, Владикавказ, Краснодар, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск, Ханты-Мансийск, Чебоксары, Буинск (Татарстан) и Учма (Ярославская область). То есть буквально вся страна, от западных рубежей до восточных. Решение не показывать спектакли в Москве можно понять: слишком стремительный переход от одной команды к другой, организовать приезд нескольких десятков театров в Москву, не имея базы, невозможно. Поэтому компромисс, при котором жюри едет смотреть спектакли, понятен.
Другое дело, что в жюри «Золотой маски» всегда работали артисты высшего звена, которым непросто выстроить свой рабочий график, чтобы регулярно ходить на чужие спектакли даже в Москве. Представить себе, что режиссеры, сценографы, певцы или артисты возьмут в разгар сезона отпуск, чтобы колесить по стране, почти невозможно. Поэтому дирекции придется или пренебречь статусом членов жюри, или пойти на компромисс, позволить пропускать командировки (раньше это было практически невозможно) и смотреть спектакли в записи. То есть качество экспертизы тоже будет компромиссным.
Отметим, что номинация на «Золотую маску», особенно для региональных театров, нередко была важнее и ценнее выигрыша. Она давала редкую возможность показать свою работу в столице – а на спектакли всегда стекалась любопытная профессиональная публика, не говоря уже о критиках, которые давали публичную оценку решениям жюри на страницах своих изданий. Фестиваль в Москве – это котел идей, в котором выплавлялся театр будущего. В последнее время доля номинантов и лауреатов из регионов росла и росла, там появились театральные центры, которые работали по современным лекалам.
Уход «Золотой маски» из зоны публичности в этом году соотносится и с последними новостями из Министерства культуры. Судя по всему, театральную сферу ждет масштабная реформа: на днях стало известно, что ведомство рассылает федеральным театрам письма о возможном изменении госзадания – переход от количественных показателей (это введение команды Владимира Мединского критиковали, но в конечном итоге признали) к качественным. И качество будет определяться степенью соответствия спектаклей «традиционным духовно-нравственным ценностям».
Что станет с фестивалем и премией, покажет время. Скорее всего через год у нас появятся основания сказать, что эта «Золотая маска» – совсем не та, что была. Вполне возможно, это и было целью реформаторов.