ЦИК РФ не принял документы у Екатерины Дунцовой. Фото с сайта www.cikrf.ru
Центризбирком РФ сообщает о том, что более трех десятков человек подали заявки на участие в мартовских президентских выборах. Известно, что некоторым уже отказали в регистрации – например, журналистке из Ржева Екатерине Дунцовой. Скорее всего она будет не единственным кандидатом, который досрочно сойдет с пробега. Парламентские партии тоже определились со своими выдвиженцами – и они как раз до финишной прямой добежать должны.
После того как Владимир Путин официально объявил, что пойдет на выборы, в кампании появился хедлайнер, фаворит, да и, по всей видимости, победитель с большим отрывом. В этих условиях каждый политик и партия, конечно, задаются вопросом о целесообразности своего активного участия в мартовском голосовании.
Ответов на этот вопрос сразу несколько. Есть вариант «Справедливой России – За правду». Она не стала выдвигать своего кандидата и поддержала Владимира Путина. Если рассуждать отвлеченно, то для партии, претендующей на места в Госдуме, это, быть может, и не самая очевидная тактика – уйти в тень во время центрального политического события. Однако в 2023 году выход из тени получился для эсэров не просто рискованным, а опасным. После неудачного альянса с вагнеровцами, чья политическая активность завершилась мятежом, партии Сергея Миронова сложно демонстрировать амбиции. Скорее приходится показывать лояльность. Это можно назвать тактикой выживания в системе.
Некоторые кандидаты в сложной политической конъюнктуре просто подают голоса о существовании. Партия «Яблоко», к примеру, до сих пор раздумывает над тем, как должен звучать ее сигнал: выдвинуть Григория Явлинского, выдвинуть кого-то другого или вообще проигнорировать выборы? Те, кто уже принес документы в ЦИК – и кто представляет сколько-нибудь известные непарламентские структуры, – скорее всего понимают, что до самой кампании их допустят лишь при невероятном стечении обстоятельств. Однако они готовы сказать, что система их не пустила. Президентские выборы очерчивают широкий круг публичности, и любой, кто хочет, чтобы его считали политиком, может в таком кругу побывать, хотя бы один день.
«Новые люди» выдвигают Владислава Даванкова, который уже успел поучаствовать в выборах московского мэра. Партия вошла в Думу осенью 2021 года как умеренно либеральный проект, заняла свободную нишу. Однако после начала СВО смысловое наполнение российской политики упростилось. И будущее «Новых людей» в парламенте не назовешь понятным. В этой ситуации они, пожалуй, и не должны пропускать выборы. Более того, им важно прокачать своих политиков, добавить им узнаваемости, засветить в федеральном эфире.
ЛДПР ожидаемо поставила на своего нового руководителя Леонида Слуцкого. Она никогда не была идеологической партией. ЛДПР десятилетиями оставалась проекцией личности, харизмы и амбиций Владимира Жириновского. После его смерти у партии, по сути, было три пути. Либо жесткая идеологизация при весьма ограниченном поле возможностей, либо растворение в других политических структурах, либо сохранение прежнего ситуативного популизма с продвижением новой фигуры вождя. Можно ли прокачать фигуру Слуцкого до масштабов Жириновского? Едва ли многим это кажется возможным, и движение партии больше похоже на инерцию.
Для коммунистов выборы президента – витрина. Что они как оппозиционная структура хотят предложить в принципе? Ставка на новую фигуру подчеркивала бы амбиции, желание расширить свой электорат, возможно, даже поменять его конфигурацию. Ставка на Николая Харитонова скорее означает стремление удержаться в системе, подать сигнал не избирателю, а самой власти. В свою очередь, не заявить никого означало бы нарушить важный для системы ритуал легитимизации власти.