Графика Reuters
Вступление Украины, Республики Молдовы и Грузии в ЕС передвинет границы Евросоюза на восток, создав на европейских рубежах буферную зону из новых членов объединения и этим защитив «старых» европейцев от России. Так по крайней мере видится ситуация в Кишиневе и Бухаресте. Поэтому если не в нынешнем году, то к 2030 году, как обещает своим гражданам президент Молдавии Майя Санду, расширение ЕС произойдет. Это подтвердил заместитель генерального секретаря НАТО Мирча Джоанэ, отметив, что в ближайшие годы Украина, Молдавия, Грузия и Западные Балканы «станут частью европейской семьи и евро-атлантической семьи», а Румыния больше не будет «восточной границей Запада».
Но, так как сегодня в ЕС нет единого мнения относительно начала переговоров о вступлении в объединение Украины и это может сорвать запланированный на декабрь европейский старт Молдавии, рассматриваемой в одном пакете с соседней страной, Бухарест намерен активно сближаться с Кишиневом. Тем более что, как обозначено в стратегии обороны и безопасности Румынии, «эволюция Республики Молдова представляет собой риск из-за перспективы уравновешивания европейской ориентации с евразийской ориентацией». Под евразийской ориентацией понимается желание молдаван сохранить взаимовыгодные связи одновременно с Евросоюзом и странами СНГ, в том числе с Россией. Эту тенденцию подтверждают соцопросы. Причем сторонников ЕС и СНГ в стране поровну, и расклад этот с годами не меняется. Снижение шансов на европейский путь для Молдавии, по мнению Бухареста, способствует усилению рисков в области национальной безопасности Румынии.
На днях Молдавия и Румыния подписали меморандум об объединении электрических сетей и газотранспортных систем. В Кишиневе считают, что таким образом энергорынок Молдовы будет интегрирован в энергорынок ЕС. Есть и другие примеры кроме уже действующего безвизового режима с ЕС: переориентируется экспорт с России на ЕС, меняется на европейскую железнодорожная колея, адаптируются к европейским законы. Можно предположить, что Молдавия интегрируется в ЕС сначала де-факто, потом де-юре, и раньше других претендентов. Граница Евросоюза в этом случае пройдет по Днестру.
Приднестровье при этом останется вне интегрировавшейся в Евросоюз Молдавии. Этот вариант уже год как предложен общественному мнению в виде плана интеграции в два шага: сначала – правый берег (контролируемый Кишиневом), потом – левый (Приднестровье). Инициатива принадлежит Майе Санду, которая объяснила предполагаемый развод берегов Днестра невозможностью сохранить прежнее условие интеграции в ЕС – только после урегулирования приднестровского конфликта. По словам Санду, это «означало бы предоставить Кремлю право вето на процесс интеграции Молдовы в Евросоюз».
Но в случае успешного вхождения в ЕС только правобережной Молдавии риски, о которых говорится в стратегии безопасности Румынии, возрастут. На правом берегу Днестра может появиться база НАТО, а на левом, в Приднестровье, останется Оперативная группа российских войск и батальон миротворцев РФ. Стремление Молдавии вступить в НАТО изменит баланс сил в регионе. Это вызовет реакцию со стороны России и не исключено, что и других стран, заинтересованных в региональной стабильности и безопасности. Последствия вполне предсказуемы: Приднестровье на основании референдума 2006 года может попроситься в Россию, Украина – предъявить права на регион, когда-то входивший в состав Украинской ССР, треть жителей которого – этнические украинцы. Понимая сложность ситуации, общественность Молдавии настаивает на народном варианте: если уходить в Евросоюз, то вместе.