Фото агентства городских новостей "Москва"
Конец года в культуре ознаменован громкими отставками и не менее громкими назначениями. Очевидно, в стране происходит смена парадигм, определяется вектор, которого будет придерживаться политика в сфере культуры.
Еще летом Союз театральных деятелей (СТД) кулуарно начал разбираться с премией «Золотая маска». Под лозунгом «премия потеряла доверие государства и спонсоров» переписывалось Положение, что привело к переделу управленческой системы, изменению работы экспертов и жюри, а также переформатированию ряда номинаций. Предполагалось также усиление контроля СТД по всем названным пунктам с обязательным согласованием в Министерстве культуры. После бурной реакции профессиональной общественности будто бы откатили назад по вопросам номинаций, но не по административным. Сложилось впечатление, что задача организаторов передела премии была в том, чтобы отстранить от руководства премией Марию Ревякину и ее команду. И как раз эта цель была достигнута. Ревякина, два десятилетия возглавлявшая «Маску», разросшуюся до мощной культурной институции, которая действительно если не определяла, то влияла на развитие театра, от конкурса и премии отстранена. Между тем, судя по тому, что деятельность бывшей дирекции «Золотой маски» продолжается, ожидается, что организация объявит о собственных проектах, – доверие спонсоров Ревякина вряд ли потеряла. А вот обрела ли его новая дирекция, где работает пока только один директор Владимир Мишарин (по крайней мере о команде официально объявлено не было), неизвестно. В лице государства – безусловно. Пока деятельность Мишарина очевидна в том, что команде Ревякиной больше не принадлежит товарный знак: картинка золотой маски художника Олега Шейнциса исчезла с сайта и из пабликов. «НГ» известно, что с АНО «Золотая маска» был заключен контракт на проведение конкурса 2024 года, но его расторгли. Судя по сегодняшним обстоятельствам, никакого конкурса, по крайней мере в прежнем его виде, не будет.
Реюнион «Золотой маски» – одна из первых задач, которые ставит новый глава СТД Владимир Машков. Месяц назад как гром среди ясного неба прозвучало предложение Александра Калягина, который возглавлял союз почти три десятка лет, о необходимости перезагрузки. Были назначены срочные перевыборы главы СТД и секретариата. Такой срочный жест означал только одно: Калягина попросили уйти. Чтобы назначить Машкова, который и стал единственным кандидатом, вынесенным на голосование.
За несколько дней до этого Владимир Урин «по собственному желанию» покинул Большой театр. На это место назначен Валерий Гергиев, которому предстоит теперь руководить двумя главными театрами страны. Заметим, это едва ли не единственный случай, когда один человек возглавляет в должности директора два театра. Отсутствие художественного или музыкального руководителя Большого (что вменялось Урину) так и осталось пока вакантным.
Судя по отставкам и главное – назначениям, можно отметить, что сегодня во главу угла уже не ставится только профессионализм. Но профессионализм вкупе с четкой идеологической позицией. Урин, Ревякина, Калягин – при лояльности лично Путину и политике государства – все же имели собственную точку зрения, позицию, высказывали ее публично, порой она противоречила неким официальным суждениям по содержательным и кадровым вопросам.
Очевидно, что сегодня и вообще на будущее люди, возглавляющие флагманские институты, должны думать и дышать вместе с государством.
Таким образом, именно сейчас на наших глазах происходит процесс настройки культурной политики по линии «национализации элит», без космополитических и плюралистических примесей. В этом – суть момента. Министерство культуры выступает здесь как главный проводник в жизнь доктрины национальной безопасности в сфере воспитания российского человека – через произведения искусства, созданные на бюджетные деньги. При этом ясно, что это направление не отражает потребности всего общества, будь то профессиональная среда или потребители и налогоплательщики.
Так статистическое большинство на наших глазах трансформируется в тотальное доминирование.
А зря.
Несмотря ни на что 20% инакомыслящих и инакочувствующих – важная часть общества. У каждого творца всегда есть сторонники, душа которых естественным образом сопряжена с душой автора произведения искусства.
И если об обществе мыслить в категориях гармонии, сосуществования различных modus vivendi, поощрения творческого самовыражения и самоосуществления, то и работа чиновников от культуры окажется интереснее и плодотворнее.
Иначе слишком много рисков для культуры и искусства на путях революционно-классовой определенности. «Кто не с нами, тот – против нас». Такая утилитарность культуры уже доказывала в нашей собственной истории свою унылую беспомощность в долгосрочной перспективе, смывая в унитазы памяти многочисленные «Гидроцентрали», «Цементы» и прочие «Большие руды».