На фото министр международного сотрудничества ОАЭ Рим аль-Хашими. Фото Reuters
С начала конфликта между Израилем и ХАМАС страны Персидского залива, за исключением Катара, вынуждены занимать промежуточную позицию, которая предполагает давление, с одной стороны, на правительство Биньямина Нетаньяху за непропорциональное применение силы, а с другой – на военно-политическую верхушку сектора Газа, нажавшую на спусковой крючок войны.
Это находит отражение в заявлениях официальных лиц. Красноречиво выглядят слова министра международного сотрудничества ОАЭ Рим аль-Хашими, которая публично назвала вторжение ХАМАС «варварским и отвратительным», призвав группировку «избавить всех мирных жителей от дальнейших страданий», но в то же время заметила, что преступления хамасовцев «не могут оправдать израильскую политику коллективного наказания». Не менее характерна и реакция саудовских государственных деятелей. Так, принц Турки аль-Фейсал, который в прошлом курировал разведку королевства, заявил, что зверства хамасовцев противоречат принципам ислама и не несут в себе ничего героического.
Двойственность подходов стран Персидского залива особенно заметно проявляет себя в неофициальных разговорах. «Арабские страны ведут двойную игру, – констатировал в одном из недавних интервью председатель партии «Наш дом – Израиль» Авигдор Либерман, бывший министр обороны. – С одной стороны, они шепчут нам на ушко: «Идите до конца». Потому что сами понимают, что основная угроза умеренным арабским режимам исходит не от Израиля, а от радикальных исламистских движений. А с другой стороны, они хотят задобрить этих самых радикалов, заигрывают у себя с общественным мнением».
Между восприимчивостью арабских сообществ к палестинскому делу и позицией их властей существует огромный разрыв. И израильские, и арабские исследовательские центры едины во мнении, что в выработке реакции на вооруженный конфликт в Газе страны Персидского залива вынуждены учитывать общественные настроения у себя дома. Согласно ежегодным соцопросам Arab Opinion Index, концепция арабо-еврейской нормализации за последние несколько лет растеряла остатки поддержки в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Не менее важной проблемой, которая влияет на позицию аравийских государств, стало сохранение результатов региональной разрядки с Ираном. За последние годы члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) поэтапно работали над снижением трений с основным оппонентом в интересах собственной безопасности.
Сейчас основная обеспокоенность стран Персидского залива заключается в том, что конфликт между Израилем и ХАМАС распространится на близлежащие арены. Все внимание приковано к Йемену, где заметная активизация хуситского движения «Ансар Аллах», находящегося под патронажем Ирана, может привести к нарушению режима прекращения огня и снова подвергнуть региональных игроков комбинированным нападениям с применением ракет и дронов. Не стоит забывать, что в странах Персидского залива по-прежнему расположены военные базы США, которые представляют собой потенциальную цель для Ирана и его опосредованных сил.
В то же время трудно ставить под сомнение то, что страны ССАГПЗ, за исключением Катара, предпочли бы видеть разрушение существующего военно-политического режима в секторе Газа. Они видят риски в том, что с начала вооруженного конфликта вопрос защиты Палестины стал теснее ассоциироваться с «брендом» этой радикальной группировки.
Эти недели боевых действий продемонстрировали, что теперь в основе реакции стран Персидского залива на подобные кризисы лежат не арабская и мусульманская солидарность, а исключительно национальные интересы. Их защита отодвигает на задний план приверженность первичной идентичности.